Пятница , 26 Апрель 2024
Home / Экономика и финансы / СПЕЦРЕПОРТАЖ-Как уберизация испытывает на прочность автозаправки в РФ

СПЕЦРЕПОРТАЖ-Как уберизация испытывает на прочность автозаправки в РФ

© Reuters. Заправочные пистолеты на АЗС в Твери

Олеся Астахова, Максим Назаров

МОСКВА (Рейтер) — Российские сети (MCX:RSTI) автозаправочных станций зарабатывают на булочках и кофе, говоря об убыточности торговли топливом, но одновременно в крупных городах РФ расцветает сервис мобильных заправок, отвоевывая клиентов у традиционных АЗС.

На стороне заправок на колёсах — удобный сервис через приложения для смартфонов и существенно меньшие, чем у АЗС, издержки: отсутствие затрат на аренду участка, отопление, освещение, обслуживание громоздкого оборудования и территории.

Однако мобильные автозаправщики — пока не конкуренты стационарным АЗС по продажам топлива, поскольку сейчас лишь перепродают бензин и дизельное топливо, приобретаемые на брендовых станциях.

Развитие нового сервиса в перспективе может лишить прикованные к обочине стационарные бензоколонки части клиентов и уменьшить их доходы от продаж товаров и услуг в нетопливном сегменте. Расширив присутствие на рынке, мобильные автозаправщики могут перейти на закупки топлива не в розницу на АЗС, а мелким оптом на нефтебазах и нефтеперерабатывающих заводах, став конкурентами для традиционных заправок.

МОБИЛЬНЫЙ РЫНОК

Представители двух компаний-стартапов, которые оказывают услуги мобильной заправки — Топливо в бак и Pump — рассказали Рейтер, что первоначально их бизнес возник для снабжения топливом автопарков каршеринговых компаний, чей сервис краткосрочной аренды автомобилей быстро развивается во многих российских городах, включая Москву и Санкт-Петербург, и также основан на использовании мобильных приложений.

Войдя во вкус работы с каршерингами, Топливо в бак и Pump решили доставлять бензин и частным автовладельцам.

«Есть рынок, у которого пока не очень сформирована привычка, но есть общий тренд, который называют уберизация, мы его видим в такси, доставке еды… В разных сегментах мы видим этот тренд уберизации, on demand delivery», — считает генеральный директор Топливо в бак Алина Ковалевич.

По оценке её компании, в перспективе на мобильный сервис автозаправок удастся перевести около 23 процентов клиентов традиционных АЗС.

Каждая компания сейчас «проливает» в день примерно до 16.000-18.000 литров топлива, что эквивалентно среднему объему продаж одной стационарной АЗС, которых, например, в Москве около тысячи.

Основной доход по-прежнему приносит заправка прокатных автомобилей, но обеспечение топливом частных клиентов, начинавшееся около полутора лет назад с эпизодических заправок автомобилей друзей и знакомых владельцев стартапа, неуклонно растет, и к настоящему времени их доля в объеме продаж выросла с нуля до 20-30 процентов.

«Люди не понимали,.. — они думали, что это когда желтая лампочка, и я встал… Не понимали, что это сервис не про экстренные случаи, а про экономию их времени», — сказал Рейтер исполнительный директор компании Топливо в бак Борис Жидовленков.

Рынок заправки частных клиентов пока не способен обеспечить доход компаниям из-за отсутствия достаточной массы заказов.

«Вход на рынок сильно затруднен, потому что рынок B-to-B (каршеринг) достаточно плотно занят, перевозка топлива — бизнес сложный, достаточно опасный», — сказал Рейтер генеральный директор Pump Михаил Кудимов.

В качестве модели для развития бизнеса российские мобильные автозаправщики взяли стартапы из США: Booster, PurpleApp, Yoshi, Filld, а также британский Zebra Fuel. За рубежом этот бизнес заработал с 2015 года.

Рост продаж американской Filld за последний год составил свыше 100 процентов, и сейчас компания продаёт «миллионы галлонов, делая сотни тысяч заправок», сообщила Filld в письменном ответе на запрос Рейтер.

Сходный темп роста и у российских заправщиков.

«В месяц на 15-20 процентов растет число скачавших приложение», — говорит Кудимов.

Filld обслуживает клиентов в четырех регионах — область залива Сан-Франциско, Сиэтл, Портленд, а также канадский Ванкувер. Топливо компания перевозит в баках по 100 галлонов — около 380 литров. Стоимость заправки топливом варьирует от $2,99 до $8,99 в зависимости от времени и периода доставки, но есть система лояльности — заправка дополнительного автомобиля обойдется всего $0,99.

В отличие от российских сервисов Filld покупает топливо не на АЗС, а напрямую у производителей.

«Filld покупает бензин высшего качества… у тех же поставщиков, что и АЗС. Наше топливо проходит также двойную фильтрацию..,» — говорится в комментарии на английском языке.

БЕНЗОВОЗ ПОНАРОШКУ

Для запуска каждого из стартапов в РФ понадобилось около 10 миллионов рублей против $16 миллионов, которые привлекла Filld у венчурных фондов.

Российские компании разработали мобильные приложения и взяли в лизинг автомобили, переоборудовав их собственными силами.

Перевозя топливо, компании соблюдают ограничение, которое установлено европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) — до 333 литров автобензина и до 1 тонны дизельного топлива без специальных разрешений. Заправщики фактически рассматриваются как легковые автомобили с дополнительным бензобаком. Таким машинам в отличие от «настоящих» бензовозов не требуется огромного пакета сопроводительных документов, утвержденного ГИБДД строго определенного маршрута и многократных проверок в течение года.

Тем не менее компания Pump по собственной инициативе обратилась в МЧС, где был разработан и утвержден стандарт для легковых заправщиков.

Около 30 небольших топливозаправщиков двух компаний, в основном на базе автомобилей российского производства, развозят топливо в баках по Москве, Санкт-Петербургу, Сочи, Краснодару.

Российские вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) пока остаются в стороне от нового сегмента розничного бизнеса, не воспринимая его всерьёз, сказал источник в одной из нефтекомпаний.

«Мы не конкуренты ВИНКам, мы же топливо берем у них. Мы — больше как инструмент одного ВИНКа отобрать долю топлива у другого ВИНКа. Они уже следят за нашим проливом. Пока мы пробили рубеж 0,5 миллиона литров в месяц, они, конечно, обратили на это внимание», — сказал Жидовленков.

Роснефть (MCX:ROSN), Газпромнефть (MCX:SIBN) отказались комментировать интерес к мобильным заправкам. Лукойл (MCX:LKOH) и Сургутнефтегаз (MCX:SNGS) не ответили на запрос Рейтер. Татнефть (MCX:TATN) сообщила, что не осуществляет мобильную заправку автомобилей и в ближайшее время не планирует запускать такой сервис.

Независимые сети АЗС скептически относятся к развитию мобильного сервиса автозаправок в РФ, сказал Рейтер представитель Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко.

«Такая перевозка опасных грузов, к которым относится бензин, недопустима», — отметил он.

Кудимов из Pump сказал, что компания прорабатывает возможность закупок топлива на оптовом рынке, а также содержания своих емкостей для хранения топлива, это поможет увеличить маржинальность бизнеса.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Частный клиент, заказывая мобильную заправку автомобиля, может с помощью смартфона в приложении указать местонахождение транспортного средства на карте используя привычную спутниковую навигацию. Водители заправщиков также пользуются мобильными приложениями. Получая информацию о заказах в пределах своего района, они самостоятельно прокладывают маршрут.

Компании предлагают клиенту оставлять приоткрытым лючок бензобака, чтобы приехавший оператор залил топливо в отсутствие хозяина машины, однако некоторые клиенты опасаются этого, говорит Жидовленков.

«Люди боятся, что если они оставят открытым лючок, им обязательно насыпят сахар в бак, сольют бензин или сделают еще что-нибудь».

Если заказчик не готов открыть доступ к заливной горловине, ему придется встречать заправщика и присутствовать при заливке топлива в бак.

Выполнив заказ, оператор бензоколонки на колесах делает фотографию счетчика на заправочном пистолете с указанием объема топлива, залитого в автомобиль клиента, на фоне номерного знака и через приложение отправляет покупателю снимок.

Стоимость доставки для частных клиентов у Pump — 200 рублей, у Топлива в бак — 299 рублей.

«Это цена чашки кофе на той же заправке. Это не слишком много для тех, кто ценит свое время», — уверена Ковалевич.

Получается, что при средней заправке частников, составляющей, по оценке руководителей компании, около 40 литров, к цене топлива услуга добавит 5,0-7,5 рублей за литр — в среднем 15 процентов при текущем уровне цен.

Топливо в бак и Pump — корпоративные клиенты Газпромнефти — они выбрали её из-за развитой сети заправок, а также наличия автоматических АЗС, где топливо немного дешевле. Договор с Газпромнефтью и использование корпоративных топливных карт также экономит средства.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Мобильные заправщики намерены увеличить количество бензовозов вдвое, оптимизировать логистику и внедрить автоматическое оповещение для постоянных клиентов.

«Мы видим необходимость и неизбежность этого. Уже сейчас оцениваем различные программы на основе искусственного интеллекта, позволяющие формировать оптимальный маршрут», — говорит Кудимов. По его словам, программы смогут учитывать сроки исполнения заказов, пробки на дорогах, остаток топлива в заправщике и другие факторы.

Владельцы Топливо в бак видят перспективы в том, что всё больше современных транспортных средств стандартно оснащаются телематическими устройствами, передающими информацию о местонахождении и множестве параметров состояния автомобиля и позволяющими удаленно управлять его функциями.

Также на лючок бензобака возможно установить дистанционно управляемый электронный замок, код доступа к которому будет передаваться через приложение — он будет автоматически открываться только при приближении мобильного заправщика к автомобилю клиента во время выполнения заказа.

По словам Алины Ковалевич, в будущем клиент, однажды подключившийся к сервису, может просто забыть, что такое АЗС: приложение будет само направлять заказ ближайшему мобильному заправщику при достижении минимального заданного уровня топлива в баке.

(При участии Людмилы Зараменских и Анастасии Тетеревлевой, редактор Александр Ершов)

sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1466339494851-0’;

Советуем посмотреть

Банкир назвал три табу при выдаче ипотеки

Банки должны соблюдать некоторые правила при выдаче ипотеки. В первую очередь речь идет о запрете …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.