Пятница , 26 Апрель 2024
Home / Политика / Центр отучает регионы от бесплатных денег

Центр отучает регионы от бесплатных денег




Действия России повлияли на итоги референдума о выходе Британии из РИА Новости. Как заявил политик, «Россия, по всей видимости, вмешалась в референдум, прошедший этим летом». Отмечается, что никаких доказательств данному заявлению Бредшоу не предоставил, но выразил полную уверенность в своем выводе. Депутат пояснил, что в процесс всенародного голосования скорее всего вмешались хакеры, пользующиеся поддержкой Москвы. Именно их действия и привели, по мнению Брэдшоу, к искажению результатов референдума. Однако с высказываниями политика не согласились представители нижней палаты. Депутаты Консервативной партии высмеяли Лейбориста и сравнили его слова в адрес России с временами холодной войны. От Брэдшоу потребовали предоставить доказательства своим обвинениям, но депутат ответил отказом. Он также добавил, что безнаказанность России за вмешательства во внутренние дела мировых держав скоро разрушит весь международные порядок. Максим Орешкин направил в правительство проект неантикризисного плана Экономический кризис для правительства можно считать формально завершенным: первым программным документом, отправленным новым министром экономики Максимом Орешкиным в Белый дом, стал план повышения темпов роста экономики. Он продолжит антикризисные планы 2015 и 2016 годов, но наполнится денежным содержанием нескоро — видимо, к маю 2017 года. В документе предусмотрены уже заложенные в бюджет 200 млрд руб. расходов Минфина на поддержку регионов, 179 млрд руб. на работу «проектного офиса» и условное продление локальных отраслевых проектов Минпромторга. Среди отвергнутых предложений нет крупных идей, кроме планов Минфина к маю представить «новые подходы» к поддержке кризисных отраслей. Источники «Ъ» во властных структурах сообщали о том, что правительство откажется на 2017 год от антикризисного плана, еще в конце ноября 2016 года. Белый дом решил, что до конца первого квартала 2017 года, когда определится объем ресурсов, такой документ не нужен. Сообщения оказались и верными, и неверными одновременно. Антикризисного плана действительно не будет, его сменит «План мероприятий, направленных на повышение темпов роста российской экономики в 2017 году» — это первый программный документ Минэкономики, завершенный и подписанный министром Максимом Орешкиным после назначения. Впрочем, два крупнейших пункта плана, обеспеченных финансированием,— резерв Минфина на бюджетные кредиты в 200 млрд руб. и расходы на мероприятия «проектного офиса» в 178,9 млрд руб.,— вряд ли могут считаться продолжением какого-либо плана. Без них документ Минэкономики, созданный по традиционной технологии (сбор предложений ведомств по увеличению роста ВВП в 2017 году, их обсуждение с мягким правом вето Минэкономики и Минфина и затем сведение), имеет только один пункт, имеющий твердое финансирование из федерального бюджета. Это докапитализация Фонда развития промышленности на 800 млн руб.: ФРП запрашивает еще 17,4 млрд руб., но обсуждать это решено только после первого квартала 2017 года. Еще чуть менее 100 млрд руб. предполагается потратить на мероприятия по отраслевой поддержке, в основном предложенные Минпромторгом (см. также стр. 7) и Минтрансом (в том числе по ГТЛК — см. стр. 9) — от финансирования пилотных партий станков и промышленных линий до субсидий покупателям маневровых электровозов. Эти деньги также могут быть выделены (или нет) со второго квартала 2017 года — конкуренция за них будет сильной: «проектный офис» Белого дома, как следует из плана, также будет претендовать на средства, которые обнаружатся в бюджете к этому сроку. Минтруд также запросил средства на мониторинг состояния рынка труда и выявление тенденций на них. На борьбу с безработицей (она стабильна) объем заявки отсутствует, но строка в плане есть. Средства могут поступить от приватизации: вчера замглавы Минфина Алексей Моисеев подтвердил, что есть предложения увеличить прогноз поступлений от нее с зафиксированных на 2017 год в проекте плана приватизации 138 млрд руб. до 300 млрд руб. План будет обсуждаться до конца года у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Новости в «плане роста» Минэкономики присутствуют — и они демонстрируют, что у нового министра есть антикризисные идеи, несмотря на отсутствие антикризисного плана, но обнародуют их не ранее мая 2017 года. Речь идет о п. 3 проекта плана «Выработка новых подходов к поддержке секторов экономики, испытывающих значительный структурный спад». Напомним, антикризисные меры 2015-2016 годов были ориентированы в отраслевом разрезе скорее на поддержку растущих отраслей, поддержка проигрывающим секторам осуществлялась в основном через поддержку банков. Как заявил вчера СМИ замминистра экономики Олег Фомичев, в план Минэкономики попали только «оперативные» меры, институциональные из него исключены до весны 2017 года. Впрочем, в списке предложений, заблокированных Минфином и Минэкономики на стадии обсуждения (в основном как не имеющие отношения к стимулированию экономического роста в 2017 году — или сутью, или масштабом, или сроками реализации), крупных инициатив тоже не обнаруживается. Наиболее заметны в этом списке идеи Минтруда. Ведомство Максима Топилина не оставляет идея расширения выплат из материнского капитала и «пятитысячных» разовых выплат получателям социальных и госпенсий — по мнению Минтруда, это стимулирует внутренний спрос. Еще одна инициатива — отменить льготы по соцплатежам с последующей компенсацией переплаты работодателям. Большая часть инициатив других ведомств также известна: это и докапитализация ВЭБа на 300 млрд руб. из ФНБ, и частичная либерализация алкогольного рынка, и стимулирование добычи олова на Дальнем Востоке, и создание Российского фонда развития информационных технологий. Наконец, в неантикризисном плане Минэкономики упоминается и полемика ведомства с Минфином по поводу «бюджетных правил». Министерство Антона Силуанова предлагает принять их федеральным законом в первом квартале 2017 года, министерство Максима Орешкина — вернуться к обсуждению темы не ранее четвертого квартала, демонстрируя пока приверженность старому министерскому курсу. Это, как и весь документ Минэкономики, хорошая иллюстрация к ситуации вокруг оперативных планов Белого дома на следующий год. К лету 2017 года должны завершиться базовые дискуссии по проектам реформ, разрабатываемых Центром стратегических разработок Алексея Кудрина, и начаться разработка нового бюджета на 2018-2020 годы, где они должны быть внесены или отвергнуты. До этого моменты масштабные проекты реформ Белый дом внутри себя за пределами «проектного офиса» обсуждать, видимо, не будет. Дмитрий Бутрин Сокращение выдачи бюджетных кредитов повышает риски дефолта субъектов Нарастание бюджетного дефицита региональных бюджетов приведет к росту размера их прямого долга с 28% от объема доходов в 2015 году до 43% в 2019 году, делает вывод S&P Global Ratings. Начатое центром сокращение объемов выдачи бюджетных кредитов приведет к росту коммерческих займов, что увеличит затраты территорий на обслуживание и погашение долга. К 2018 году у четверти регионов такие расходы будут превышать 30% доходов — в международной практике такой показатель свидетельствует о высокой вероятности дефолта. В ежегодном аналитическом отчете о финансовом положении российских регионов S&P Global Ratings указывает на возможный рост долговой нагрузки субъектов РФ с 28% от суммы их текущих доходов в 2015 году до 43% в 2019-м (см. график). Средние показатели маскируют значительную дифференциацию этого показателя по территориям — долговая нагрузка трети регионов уже к концу 2016 года будет превышать 60% их доходов. При этом, указывает агентство, к концу 2018 года в структуре заимствований регионов, вероятнее всего, будет преобладать коммерческий долг. Напомним, регионы закрывают дефициты своих бюджетов и кассовые разрывы тремя видами заимствований: банковскими займами, бюджетными кредитами и выпуском облигаций. По данным Минфина, сейчас на бюджетные кредиты приходится примерно почти половина госдолга субъектов, на банковские — порядка трети. Такая структура сложилась из-за проводимой с 2014 года стратегии замещения дорогого коммерческого долга почти бесплатными (0,1% годовых) бюджетными кредитами. Центр пошел на это из-за того, что территории были вынуждены брать короткие займы для выполнения майских указов Владимира Путина и на этом резко ухудшили свое финансовое положение. Для их спасения в 2014 году на бюджетные кредиты было выделено 230 млрд руб., в 2015 и 2016 годах — по 310 млрд руб. Однако сейчас помощь становится менее щедрой. В только что принятом Госдумой законе о бюджете на следующую трехлетку выделено на 2017 и 2018 годы по 200 млрд руб. (Минфин закладывал по 100 млрд руб., но сумма была удвоена под нажимом «Единой России»). На 2019 год пока выделяется всего 50 млрд руб. Из-за этого сокращения регионы будут вынуждены наращивать иные заимствования, что вызовет рост расходов на обслуживание и погашение долга, отмечают в S&P. Ранее агентство Moody’s указывало, что сокращение объема бюджетных кредитов и дефицит в секторе субфедерального долга приведет к росту спроса на рыночное фондирование — потребности российских регионов в новых средствах в 2017 году превысят 500-600 млрд руб. Эксперты АКРА прогнозировали, что замещение кредитов федерального бюджета рыночными займами будет происходить темпами 220 млрд руб. в год. Поскольку бюджетных кредитов на всех не хватает, а их выдача обставляется целым набором условий (по уровню долга, дефициту бюджета и так далее), регионы продолжают пользоваться банковскими кредитами — более дорогим, но гибким инструментом. По данным ИА Cbonds, по итогам девяти месяцев 2016 года средняя стоимость банковских кредитов для регионов составила 13% годовых, за этот период субъектам и муниципальным образованиям было выдано более 1,8 тыс. кредитов на 446 млрд руб. В S&P Global Ratings полагают, что далее банковские кредиты станут для регионов основным источником финансирования дефицита. Вместе с тем средний срок погашения таких займов остается коротким. «По нашим оценкам, около 30% накопленного объема банковских кредитов должны погашаться ежегодно,— говорится в отчете S&P.— Принимая во внимание увеличение объема долга, расходы на его обслуживание и погашение будут увеличиваться и достигнут высокого, по нашему мнению, уровня в 12% текущих доходов в 2018 году по сравнению с 8% в 2015-м, что будет оказывать давление на показатели ликвидности и общее кредитное качество регионов». Кроме того, указывает агентство, у четверти регионов к 2018 году расходы на обслуживание и погашение долга будут превышать 30% доходов — исходя из международной статистики, такой уровень свидетельствует об очень высокой вероятности дефолта. Вадим Вислогузов

Советуем посмотреть

Медведев оценил состояние отношений России и Евросоюза

МОСКВА, 18 окт – РИА Новости. Отношения России и Европейского союза переживают не лучшие времена, что стало …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.