12 сентября лидером Лейбористской партии Великобритании стал Джереми Корбин, набрав около 60% на внутрипартийных выборах. Так официальным лидером оппозиции стал человек, официально позиционирующий себя как социалист.
Идеологическая радикализация сегодня характерна для многих западных стран и если где-то, как в Греции, это можно объяснить экономическим кризисом, то где-то, как, например, в США, это скорее результат усталости от однотипной риторики – там сегодня со стороны правых в лидерах праймериз оказался одиозный Дональд Трамп (американский вариант Жириновского), а со стороны Демократической партии с небольшим отставанием от Хиллари Клинтон идет социалист Берни Сандерс (что для США, пожалуй, еще большая сенсация, чем лидерство Трампа у правых). В Британии, где политики еще более похожи друг на друга, чем в США, появление Корбина тоже можно объяснить усталостью избирателей, вот только политический истеблишмент и медиа, похоже, куда менее очарованы этим левым радикалом.
На следующий же день после избрания Корбина, британский премьер Дэвид Кэмерон написал в своей твите: «Лейбористская партия теперь угроза национальной безопасности, нашей экономической безопасности и безопасности вашей семьи».
Дьявольски остроумные сотрудники российского посольства в Лондоне ответили на это своим твитом: «Только представьте себе заголовки в британских изданиях, если Российский Президент назовет ведущую оппозиционную партию угрозой национальной безопасности», на что, впрочем, получили множество реплаев с одним и тем же вопросом: «А что, в России есть оппозиционная партия?».
Многие медиа в Британии, похоже, не считают слова Кэмерона преувеличением. Что же такого опасного они нашли в Джереми Корбине? The Insider выбрал 7 наиболее интересных фактов о нем.
— Корбин заявил о том, что в украинском кризисе следует винить США и НАТО, и что действия России «не были неспровоцированными». Сам он хотел бы, чтобы Британия вышла из НАТО, но осознавая, что британцы эти взгляды не разделяют, призывает лишь к ограничению английского участия в Североатлантическом Альянсе.
— Корбин призывает к национализации железнодорожных и энергетических компаний. На выкуп только лишь двух крупнейших энергетических корпораций Big Six и National Grid он планирует потратить 124 миллиарда фунтов. Пока неясно как Корбин планирует разрешить противоречие своих предложений с Законом о конкуренции ЕС, который призван противостоять монополизации рынков.
— Корбин выступает за повышение налогов, а чтобы компенсировать потери от неуплаты налогов он предлагает вложить миллиард фунтов стерлингов в развитие налоговой службы, надеясь тем самым повысить собираемость. При этом также планирует снизить налоговые вычеты с корпораций. Он также предлагал вложить часть средств Банка Англии в общественный транспорт и строительство социального жилья
— Корбин выступает за полностью государственную систему образования и здравоохранения, возражая против программы привлечения частных инвестиций в Национальную систему здравоохранения. Но в области здравоохранения он известен больше своей поддержкой гомеопатии. Корбин предлагал использовать опыт Индии и включить в гомеопатию в государственную политику в сфере здравоохранения (инициатива эта, разумеется, продолжения не получила).
— Корбин — давний сторонник объединения Ирландии, и еще в 1984 году приглашал лидера ирландской социалистической партии Шинн Фейн Джерри Адамса в Лондон. Шинн Фейн обвиняли в связи с террористической организацией ИРА (Ирландская республиканская армия), но сама партия эту связь отрицает. Встречался он и с бывшими лидерами ИРА, за что подвергался критике однопартийцев. Собственно, впервые Корбин прославился, когда еще в 80-х защищал ирландские сепаратистские группы Гилдфордскую четверку и Бирмингемскую шестерку – которых в конце концов признали ошибочно обвиненными в серии взрывов, повлекших смерть 28 человек.
— Корбин также поддержал кампанию в защиту Джавада Ботме и Самара Алами, которых обвинили во взрыве израильского посольства в Лондоне (тогда было ранено более 20 человек) и у которых обнаружили взрывчатку. Правда на этот раз все инстанции подтвердили виновность обоих про-палестинских террористов и они оказались в тюрьме. Можно предположить, что если все-таки Корбин придет к власти, это не улучшит отношения Британии с Израилем. И не только поэтому.
— Корбин активно поддерживает Палестину, обвиняя Израиль в апартеиде. Его также критиковали за то, что он называл членов «Хамас» и «Хезболлы» друзьями, на что он возражал, что не хотел этим терминов высказать одобрение деятельности этих организации.
Впрочем, угроза национальной безопасности, возможно, несколько преувеличена. Парламентские выборы в Британии прошли совсем недавно, в мае этого года, и консерваторы впервые за долгое время получили большинство мест, сформировав однопартийное правительство. Отчасти именно из-за этого сторонники лейбористов выбрали более радикального лидера, чтобы консерваторам был хоть какой-то противовес. Новое сражение за пост премьер-министра в Британии ожидается еще очень не скоро.