Для большинства россиян практически остались неизвестными многие подробности внутренней жизни соседней Украины, последовавшими за объявлением независимости в августе 1991 года и дальнейшим распадом СССР. Пресса освещала только подробности «газовых» войн, вспыхивавших из-за неплатежей или спорах о цене газа, а еще о стремлении Украины повернуться спиной к восточному соседу и подружиться с Западом. В России в последние два десятилетия хватало своих внутренних проблем. Вместе с тем накал страстей на Украине значительно превышал российский уровень.
Дело даже не в двух Майданах, которые полностью подходят под определение народных восстаний или революций. Украинские политики особо не церемонились в выборах средств, легко переступая грань между законом и криминалом. В 1998 году в подъезде рядом с собственной квартирой был застрелен глава Национального банка Украины Вадим Гетьман.
Киллеров не найдут, несмотря на клятвенное обещание президента Кучмы. Через 6 лет отравят диоксином бывшего заместителя Гетьмана Виктора Ющенко, возглавившего после него НБУ и вознамерившегося посягнуть на высший государственный пост в стране. Претендента на должность президента сумеют «откачать» австрийские врачи. В случае с журналистом Георгием Гонгадзе все выйдет гораздо трагичнее. Его убьют. В 2005 году президент Виктор Ющенко посмертно присвоит ему звание Героя Украины.
Грузины давно облюбовали украинские земли. Не только политик Михаил Саакашвили возлюбил всей душой эту страну. Задолго до него орда грузинских «воров в законе» уехала осваивать новые земли. Самый заметный след в криминальной истории Украины оставил Антик (Кухилава), считавшийся «смотрящим» за Черноморским побережьем и всем югом Украины.
Георгий Гонгадзе
Рожденный в Грузии Георгий Гонгадзе также со временем поменял место жительства на Украину, но у него были на то веские основания. Его мама, урожденная Леся Корчак, была родом из Львова. Сам же Гонгадзе родился в 1969 году в Тбилиси. Его отец – Руслан Гонгадзе с генами передал сыну свободомыслие, твердость характера и способность к творческой деятельности. По советским определениям Руслан Гонгадзе принадлежал к немногочисленному отряду диссидентов, за что регулярно подвергался притеснениям со стороны властей. По профессии он был режиссером.
Георгий Гонгадзе имел с детства склонность к гуманитарным наукам, поэтому после школы он поступил на вечернее отделение Тбилисского университета, где специализировался на романо-германской филологии. Учебу пришлось прервать на время службы в Советской Армии. Гонгадзе попал в Афганистан в пору вывода из него воинского контингента. Когда через 2 года он вернулся дембелем в Тбилиси, то в Грузии кипело море народных протестов и обстановка выглядела куда напряженнее Афгана с его душманами. Партийная республиканская верхушка применила в апреле 1989 года против демонстрантов силу, погибли люди.
На расследовании этой трагедии сделал себе имя будущий первый «всенародно избранный» мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, пытавшийся разобраться в ее причинах. Его путаный и долгий доклад депутатам Верховного Совета СССР так и не внес никакой ясности. Зато Георгий Гонгадзе сразу определил свое место. Он вступил в Народный фронт Грузии и помогал налаживать в организации информационную работу. Вскоре он переехал на родину мамы во Львов, где продолжил учиться во Львовском государственном университете. Грузинский народный фронт он заменил на Народный Рух Украины.
На смену опостылевшим коммунистам к власти в Грузии пришел ее первый президент Звиад Гамсахурдиа. Диссидент и отпрыск известного грузинского литератора, несмотря на словесную любовь к демократии, быстро показал авторитарные наклонности и рассорился с большей частью грузинского общества. Отец Гонгадзе подвергся преследованиям, как при коммунистах.
В дни мятежа против Гамсахурдиа, Гонгадзе-младший вернулся из Львова в Тбилиси и записался в отряд ополченцев, поддерживавших трио Эдуарда Шеварднадзе, Джабы Иоселиани и Тенгиза Китовани. Почти сразу же после смены власти в Тбилиси начался межнациональный конфликт в Абхазии. Георгий Гонгадзе к тому времени увлекся кинодокументалистикой, поэтому не мог пропустить такой возможности собрать материалы для будущих фильмов. Видеокамеру он вскоре отложил в сторону и взял в руки автомат. Под Сухумом Георгий получил тяжелое ранение и за несколько дней до штурма абхазской армией Владислава Ардзинбы столицы его самолетом вывезли из осажденного города.
Неугодный Георгий Гонгадзе
Поправлять здоровье Георгий Гонгадзе вернулся во Львов. Зарабатывать себе на жизнь он стал сотрудничеством с местным телевидением. Он вел там несколько передач и предоставлял для проката авторские документальные фильмы. Молодого журналиста заметили в Киеве. В 1995 году Гонгадзе переехал в столицу Украины. Он получил известность, как автор-ведущий телевизионных программ «Параграф» и «Опа-Плюс». Характерной чертой всех передач и материалов журналиста стало критическое отношение к властям Украины, что добавило ему популярности у телезрителей. «Вершителей судеб» его позиция начала нервировать. Не за горами были очередные президентские выборы.
В июне 2000 года Георгий Гонгадзе впервые заметил за собой «хвост». Наблюдение велось несколькими мужчинами из простеньких «Жигулей». Так продолжалось где то 2 недели. Сомнений в ошибке уже не было. Это была настоящая слежка. В середине следующего месяца Гонгадзе официально обратился к Генеральному прокурору Украины с просьбой разобраться в ситуации. Как и следовало ожидать, прокуроры ничего не сделали.
Последний раз Гонгадзе видели живым 16 сентября 2000 года. Потом он пропал. Его искали до тех пор, пока обезглавленное тело не нашли в лесу около Таращи. Журналиста опознали родные, а также идентификацию подтвердили несколько судебно-медицинских экспертиз. Его убийство стало поводом для грандиозного политического скандала, в котором оппозиция обвиняла действующую власть в физическом «устранении» неудобного ей журналиста.
Исчезновение Георгия Гонгадзе имеет еще одну особенность. 16 сентября в одиннадцатом часу вечера он вышел из квартиры журналистки Алены Притулы, чтобы навсегда исчезнуть. Через 16 лет в автомобиле той же Притулы, припаркованном около ее дома, сработает взрывное устройство, оборвавшее жизнь другого популярного журналиста-критика власти Павла Шеремета. Притула оказалась роковой женщиной для обоих известных журналистов.
Ликвидировать журналиста
Пропажа Георгия Гонгадзе не прошла незамеченной, но фактов, подкреплявших подозрения в причастности властных структур, до поры до времени не было. «Бомба» взорвалась, когда лидер Социалистической партии Украины Александр Мороз огласил перед журналистами аудиозаписи, переданные ему сотрудником президентской охраны Николаем Мельниченко. Бодигард в скором времени покинет пределы Украины и получит политическое убежище в США. На магнитную ленту были записаны голоса, похожие на президента Леонида Кучму и министра МВД Юрия Кравченко. Диалог, судя по всему, происходил в президентском кабинете. Во время него президент Украины в недвусмысленной форме отдал приказ ликвидировать надоедливого журналиста.
Аудиозаписи подверглись тщательному анализу. Следов их монтажа обнаружить не удалось. Потом участники разговора, как один, отрицали его содержание или ссылались на плохую память. С трудом, но власть вынуждена была приступить к расследованию убийства, которое длилось очень долго, но оказалось результативным. Первыми взяли непосредственных исполнителей жестокого убийства сотрудников департамента внешнего наблюдения и уголовной разведки МВД Валерия Костенко, Николая Протасова и Александра Поповича. Суд над ними состоялся во второй половине президентского срока Виктора Ющенко, лично заинтересованного в обличении преступной сущности режима своего предшественника. Слишком уж много обид накопилось в душе у бывшего премьер-министра к бывшему президенту Кучме.
Протасов был приговорен к 13 годам лишения свободы, а его подельники получили по 12 лет. Главный идейный вдохновитель расправы начальник Главного управления уголовного розыска МВД генерал Алексей Пукач попал в руки правосудия последним. Он сумел долго скрываться в «бегах». В 2013 году он все же уселся на скамью подсудимых.
По приговору суда остаток жизни он проведет в тюрьме. Причастность к убийству высших лиц во властной пирамиде украинского государства доказать не удалось.