И медлить нельзя: все большее число российских регионов отказываются страховать риски неурожая, погодных катаклизмов и других чрезвычайных ситуаций. «Наши аграрии рассуждают просто — если год, два, три ничего с урожаем страшного не произошло, то и страховаться от возможных потерь нет смысла, — пояснил в ходе обсуждения консультативного доклада по агрострахованию глава департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук. — Тогда как в жизни происходит наоборот: чем чаще проблем не случалось, тем больше вероятность, что они произойдут в ближайшее время».
<!—
—>
Включение в 2017 году поддержки агрострахования в «единую субсидию», выделяемую государством — ошибка, которую необходимо устранить как можно быстрее, считает президент Национального союза агростраховщиков (НСА) Корней Биждов.
«Если система не изменится, то саму систему агрострахования в России можно будет похоронить уже к будущему году, — категорически завил он в ходе дискуссии. — Пусть будет выделено хотя бы один-два миллиарда рублей, но они будут целевыми — на страхование сельхозрисков». А пока, как сообщили эксперты НСА, еще 16 регионов страны поставили «нолики» в своих планах по расходам на агрострахование. Таким образом, таких регионов в стране уже большинство.
По мнению страховщиков, целевой характер субсидий принципиален. Когда местные власти стоят перед выбором, на что потратить средства из «единой субсидии» — на закупку семян, топлива и так далее, или на страхование от неурожая или чрезвычайных ситуаций, они неизбежно выберут первое направление. С одной стороны, логично — когда есть средства, их используют, исходя из сегодняшних реалий. Но кто возместит ущерб, когда происходит страховой случай? Так что и именно государство должно стимулировать регионы направлять средства на страховку от возможных потерь. При этом инициативу должен проявить Минсельхоз, а поддержать ее средствами — Минфин.
<!—
—>
К тому же ничего принципиально нового придумывать не надо, считают страховщики. Основные конкуренты России на мировом рынке аграрной продукции активно развивают это направление защиты агробизнеса, и охват посевов страхованием составляет в Евросоюзе, Китае и Индии от 30 до 90 процентов. В России же по последним данным — всего два процента.
При этом даже при рекордном урожае в прошлом году и отсутствии особых катаклизмов прямое возмещение из бюджета аграриям по локальным чрезвычайным ситуациям составило 3,1 миллиарда рублей. Впрочем, в НСА говорят, что реальный ущерб, по разным оценкам, достиг в 4,6 миллиарда, то есть было от чего страховаться.