Генпрокуратура выявила большое число правонарушений в деятельности местных органов власти — региональные нормативно-правовые акты зачастую не соответствуют федеральным, распространены случаи нецелевого использования бюджетных средств. Однако многие нарушения происходят не по злому умыслу, а из-за низкого профессионального уровня или бюджетного дефицита. Впрочем, это не мешает чиновникам тратить миллионы на дорогостоящие товары и услуги, отмечают эксперты.
За первое полугодие 2016 прокурорами были оспорены около 88,5 тыс. региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, противоречащих федеральному законодательству. Такие данные приводятся в сделанном Генпрокуратурой анализе деятельности органов власти российских субъектов и местного самоуправления (текст есть в распоряжении «Газеты.Ru»).
«Наиболее часто выявлялись нарушения бюджетного, земельного, жилищного, градостроительного законодательства, законодательства о муниципальном управлении и службе, о собственности, о предоставлении государственных и муниципальных услуг», — говорится в документе.
Местные власти слабо ориентируются в правовом поле
Сложившаяся ситуация связана с тем, что «органы власти в регионах испытывают острый кадровый голод, — говорит Артем Кирьянов, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ.
— Я вижу проблему в низком уровне кадров органов местного самоуправления.
Вникая в антикоррупционные установки и знакомясь с ситуацией на местах, мы замечали, что в некоторых поселках городского типа нет руководителей не из числа родственников. И это не связано с кумовством, просто больше некого назначить».
Как он отметил, часто нарушения происходят не по злому умыслу, а просто из-за низкого профессионального уровня — многие слабо ориентируются в правовом поле.
«Я сталкивался с органами местного самоуправления, у меня сложилось впечатление нехватки квалифицированных кадров, особенно в части юридического сопровождения. Видимо, в этом заключается причина большого количества нарушений, в том числе и на уровне принятия законодательных актов местного значения», — считает и Дмитрий Шевченко, партнер юридического бюро «Замоскворечье».
Нехватка квалификации в итоге может привести к срыву важных проектов. Так, из-за того, что администрация Приморского края не внесла изменения в постановление, предусматривающее инвестиции в строительства жилья для детей-сирот, бюджетные ассигнования так и не были доведены до департамента градостроительства края.
Помимо этого, выявлены нарушения, связанные с недостаточной оценкой программ, их недофинансированием, ненадлежащим выполнением мероприятий и неэффективным использованием бюджетных средств.
Например, в Амурской области выявлено около 300 нарушений в сфере реализации адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья и капремонта.
По результатам принятых мер прокурорам удалось добиться, чтобы местные власти выделили на их реализацию 12,5 млрд руб. Как отмечают эксперты, подобные ситуации также часто вызваны недостаточной квалификацией региональных чиновников.
«Бывает, что законодательный процесс не обеспечивается на уровне субъектов федерации, это опять же кадровая проблема. Проблемы с расселением жилья аварийного в регионах происходят со сбоями не из-за нехватки денег. Денег выделяют достаточно, но люди просто не успевают реализовать проекты, нет понимания, как это делать», — говорит Кирьянов.
Нецелевые расходы на благие цели и предметы роскоши
Также прокуроры выявили целый ряд случаев нецелевого использования и хищения бюджетных средств, в том числе и выделенных для поддержки предпринимателей и социальной помощи гражданам.
Так, в Нижегородской области по материалам проверок было возбуждено 13 уголовных дел по факту хищений средств выделенных из федерального и областного бюджетов в виде субсидий на развитие сельского хозяйства. В Алтайской области возбуждено 9 дел о предоставлении фиктивных документов для получения субсидий и незаконном использовании средств господдержки. В Калужской области при перепланировке технопарка «Обнинск» подрядчику перевели 4 млн руб. за фактически не выполненные работы (укладка водопроводных труб).
В Москве ГБУ «Жилищник Тимирязевского района», напротив, не смог оплатить выполненные на 4,3 млн руб. работы, поскольку деньги ушли на нецелевые нужды.
Как отметил Кирьянов, наряду с откровенными хищениями, во многих случаях нецелевое использование средств связано с тем, что в региональных бюджетах не хватает денег.
«Зачастую в бюджетах органов местного самоуправления просто нет денег на исполнение решений суда. Это касается и ряда норм связанных с предоставлением квартир и других явлений по закону обязательных, но крайне сложных в исполнении», — напомнил он. Например, в этом году прокуроры Алтайского края выяснили, что в местном бюджете нет денег на погашение задолженности, в том числе и по судебным решениям.
«Даже если деньги тратятся на благие цели, не факт, что они тратятся законно. Примеров достаточно много, деньги, пришедшие по одной статье, могут потратить на другие цели, к примеру, на строительство жилья для врачей в каком-нибудь районе. История важная, но деньги нецелевые, так возникает уголовное дело. Бывает, что на уровне региональных властей не вполне понимают задачи», — говорит Кирьянов.
«Что касается нарушения в части расходования бюджетных средств, то здесь видимо причиной нарушений является нехватка этих самых средств. Поэтому, видимо, исходя из расставленных приоритетов, деньги приходится направлять или не направлять туда, откуда впоследствии возникают выводы об их нецелевом использовании», — согласен с ним и Шевченко.
В то же время, как отмечает Генпрокуратура, несмотря на нехватку денег в региональных бюджетах и наличие неисполненных обязательств перед гражданами, десятки миллионов рублей тратятся на приобретение за государственный счет дорогостоящих товаров и услуг.
Например, прокуратурой Красноярска установлено, что несмотря на многомиллионные задолженности перед предпринимателями, командировочные расходы работников администрации, включающие в себя перелеты бизнес-классом и проживание в гостиницах повышенной комфортности, в 2015 и первом квартале 2016 года составили 5,8 млн руб. В связи с необходимостью оптимизации бюджетных расходов прокурором города было вынесено представление главе Красноярска.
Количество выявленных нарушений мало отличается от данных за прошлый год, следует из данных Генпрокуратуры.
«Печально в данном случае не то, что нарушений много. Их всегда было много.
Расстраивает тот факт, что нарушения обнаруживает прокуратура.
Аудиторские компании, счетные палаты, контрольно-ревизионные управления не обнаруживают нарушения. Это свидетельствует о том, что обнаружение нарушений — не системная работа. И текущий внутренний муниципальный контроль на крайне низком уровне», — говорит партнер адвокатского бюро Ф2 Михаил Кюрджев.