Неплатежеспособность банковских заемщиков получила новую причину — коронавирусную самоизоляцию. Месяц такого режима многих россиян привел к безденежью, и уже в апреле доля должников, которые отказываются платить по кредитам из-за финансовых трудностей, выросла на 10 процентных пунктов до 60%.
<!—
—>
Причем если годом раньше лишь 18% таких клиентов объясняли неплатежи потерей работы, то в нынешнем апреле их стало 30%. Также до 40% выросла доля тех, кто связывает свои финансовые трудности с падением доходов, поскольку большинство работодателей за нерабочий месяц в лучшем случае платили работникам «голый тариф» — без премий и других надбавок. Об этом сообщает РБК, ссылаясь на Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) и крупные банки.
«Несмотря на то, что сами должники прямо ссылаются на коронавирус, по факту лишь в единичных случаях — не более 1% — мы понимаем, что пандемия стала мощным фактором, негативно отразившимся на должниках», — заявил журналистам президент НАПКА Эльман Мехтиев. Он добавил, что режим самоизоляции повлиял в «негативном плане» и на клиентов, которые ранее не допускали просрочек платежей по кредитам.
<!—
—>
Но еще в конце апреля о той же опасности предупреждала председатель Банка России Эльвира Набиуллина — что Центробанк РФ «ожидает роста просроченной задолженности и проблемных кредитов в сложившейся экономической ситуации на фоне пандемии коронавируса». По ее словам, «сейчас наиболее уязвимые заемщики, чьи доходы сильно упали, — это, конечно, граждане — по нашей оценке, это более половины заемщиков банков — большая часть малых и средних предприятий, а также компании пострадавших отраслей». А на эти группы заемщиков, по предварительным расчетам ЦБ РФ, суммарно приходится около 19 трлн рублей, или около трети совокупного кредитного портфеля.