Воскресенье , 15 Декабрь 2019
Home / Экономика и финансы / Неустойчивая резидентура

Неустойчивая резидентура

Минус 50
По данным минэкономразвития РК, к началу марта нынешнего года с 1285 участниками свободной экономической зоны (СЭЗ) было заключено 1333 договора о реализации проектов. При этом за четыре года 50 резидентов ушли, расторгнув 54 инвестиционных соглашения. Это произошло по инициативе самих бизнесменов, говорят в пресс-службе ведомства.
<!—

—>
— В основном ушли из-за отсутствия денег, сложностей с получением права на объекты недвижимого имущества, необходимого для реализации проектов. Часть резидентов мигрировала в другие регионы.
Портрет резидента за эти годы не претерпел изменений. 39 проектов из общего числа реализуют индивидуальные предприниматели, а 1292 — юридические лица. При этом львиная доля приходится на микропредприятия, их 907. Крупных — всего 95, и объем заявленных ими капвложений чуть больше десяти миллиардов рублей, тогда как у микробизнеса — почти 51 миллиард.
Из всех проектов в СЭЗ чуть больше половины предусматривает модернизацию действующего бизнеса, оставшиеся 638 занимаются новыми проектами.
Заявленный объем инвестиций по актуальным проектам составляет около 127 миллиардов рублей, в том числе капитальных вложений более 70,4 миллиарда. При этом 887 проектов рассчитаны на вложения от трех до десяти миллионов рублей. Только 43 договора предполагают инвестиции свыше 100 миллионов рублей.
Успешные и не очень
Резиденты СЭЗ за четыре года потратили на реализацию инвестпроектов порядка 80 миллиардов рублей, что позволило создать примерно 34 тысячи рабочих мест. Но результаты своей деятельности сами резиденты оценивают без особого восторга.
<!—

—>
На просьбу назвать успешные проекты в Ассоциации участников СЭЗ Крыма привели лишь несколько примеров, большинство из которых и так все время на слуху. Например, завод «Крымский молочник», производителя напитков ПБК «Крым», цемента и бетона ПТК «Керчь», а также проект в сфере детского образования и досуга компании ККГ.
Проблемы на тех или иных этапах возникают у большинства бизнесменов. И не все готовы бороться до конца. Например, в прошлом году приостановила работу в СЭЗ Черноморская агропромышленная компания, которая хотела построить птицеводческий комплекс на северо-востоке Крыма. Сначала у компании были проблемы с получением необходимых документов, а затем с привлечением кредитов.
Сложности и у известной обувной компании Zenden. Инвестор собирался вложить в крымский завод миллиард рублей и вывести производство на максимальную мощность уже весной 2019 года. Но погряз в судебных разбирательствах с подрядчиками, которые построили помещение будущего предприятия в Евпатории с серьезными нарушениями.
Там же приостановила строительство многоквартирного жилого дома компания «Петрокомплект»: местные энергетики предложили инвестору для подключения к сети построить подстанцию для нескольких пользователей за свой счет.
Не выбирается из судов компания «Жемчужина», которая планировала выращивать в Бахчисарайском районе виноград. Прокуратура обратилась в суд о признании недействительными их инвестиционного соглашения и договора аренды земельного участка.
Неоправданные надежды
<!—

—>
— Можно сказать, что свободная экономическая зона потеряла свою привлекательность для инвесторов: в 2017 году в ней было зарегистрировано 544 новых резидента, а в 2018 году только 75, — говорит председатель Ассоциации участников СЭЗ Крыма Алексей Воробьев. — Это обусловлено тем, что, во-первых, после 31 декабря 2017 года новым резидентам не предоставляют одну из ключевых преференций — пониженные тарифы страховых взносов. Во-вторых, неурегулированными остаются ряд принципиальных вопросов, например, может ли резидент поставлять свою продукцию, товары, работы, услуги в другие субъекты РФ с применением преференций СЭЗ. Может ли он реализовать инвестпроекты одновременно в Республике Крым и Севастополе? В-третьих, уровень доверия инвесторов снизился из-за нестабильного налогового законодательства и чрезмерного давления налоговых органов региона, которые не принимают во внимание разъяснения Минфина РФ, если они даны в пользу участника СЭЗ.
Налоговое планирование бизнеса невозможно при постоянно изменяющихся правилах применения преференций, говорят в ассоциации. А в Крыму постоянно меняются налоговые ставки, порядок определения налоговой базы, вводятся дополнительные санкции и административные барьеры.
Сложности зачастую поджидают резидентов на уровне районных чиновников. Например, иностранный проект производства соков, консервированных фруктов и шоколадной продукции в Кировском районе был фактически заблокирован на уровне муниципалитета. А глава Раздольненской администрации противодействует строительству в районе козьей фермы, жалуются предприниматели.
Вместо послесловия
<!—

—>
— Основные трудности местным чиновникам преодолеть так и не удалось, — продолжает Воробьев. — Мы хотели получить гарантии неизменности законодательства о налогах и сборах для участников СЭЗ. Такие гарантии были даны, например, территориям опережающего развития, специальных инвестиционных контрактов и свободного порта Владивосток. Нам их никто не дал. Думаю, в 2019 году ситуация еще ухудшится, так как увеличились ставки налога на прибыль для новых участников СЭЗ (изменения в региональное законодательство о налогах и сборах), а также существенно усложнилась процедура получения статуса резидента (изменения в закон о СЭЗ). Изменения в законодательство о налогах и сборах, вступившие в силу с января 2019 года, приведут к массовым спорам между ФНС и инвесторами по вопросу применения преференций.
Кроме того, в ассоциации считают, что необходимо создать эффективный институт оперативной защиты инвесторов, например, постоянно действующую рабочую группу или совет с привлечением независимых специалистов и экспертов. Каждый инвестор — участник СЭЗ, который столкнулся с трудностями, должен иметь возможность обратиться в этот орган и получить незамедлительную помощь.
Кстати
Вице-премьер Дмитрий Козак сообщил на Красноярском экономическом форуме, что правительство РФ разрабатывает законопроект, который установит жесткие правила: любые регуляторные новации, которые влекут дополнительные издержки для негосударственного бизнеса, должны вводиться в действие только по истечении переходного, достаточно продолжительного периода, после принятия или обнародования соответствующего нормативного акта. По его словам, законопроектом будет установлен минимальный срок переходного периода для различного вида регулирования — налогового, технического, административного. Он должен содержать механизм публичной оценки всех без исключения инициатив, которые грозят ухудшением условий для бизнеса. Этот документ станет своего рода инвестиционным кодексом РФ.

Советуем посмотреть

Минюст предложил ввести изменения порядка взыскания долгов

Министерство юстиции РФ предложило проект больших поправок в законодательство, регулирующее взыскание долгов. Документ «О деятельности …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.