Четверг , 25 Апрель 2024
Home / Экономика и финансы / Назойливые микрозаймы

Назойливые микрозаймы

Увидев рекламу МФО в людном месте, человек может действовать в порыве эмоций, принять не всегда взвешенное решение. Фото: Photoxpress

Выйти с соответствующей законодательной инициативой в Госдуму РФ регион заставила тревожная тенденция. Если в 2017 году жители области задолжали по кредитам почти 142 миллиарда рублей, то сегодня — уже более 261 миллиарда. И, судя по всему, долги будут расти.
По данным Банка России, объем потребительских кредитов, выданных жителям Кемеровской области в первой половине 2019-го, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 21 процент, составив 104,3 миллиарда рублей. А микрозаймы, которые можно оформить по одному паспорту, без поручителей и учета кредитной истории, сегодня предлагают на каждом углу.
— В результате многие принимают спонтанные решения — совершают покупки в кредит, получают «быстрые и легкие» деньги, не оценив всех рисков, — отмечает замгубернатора области по экономическому развитию Константин Венгер. — И так называемых «профессиональных заемщиков», которые обслуживают не один, а с разу несколько кредитов, постоянно перекредитовываясь, становится все больше. Это вызывает серьезные опасения. Чтобы изменить ситуацию, мы предложили внести изменения в федеральный закон о микрофинансовых организациях: наложить запрет на распространение рекламы и выдачу микрозаймов на вокзалах, остановках, в аэропортах, торговых центрах и других людных местах.
Кузбасские власти направили запросы в другие регионы страны, и законодательную инициативу уже поддержали в Новосибирской, Томской, Тюменской и Нижегородской областях, а также в Краснодарском, Алтайском, Приморском и Хабаровском краях. А Красноярский край выступил со своим жестким предложением: категорически запретить микрофинансовым организациям оказывать свои услуги в палатках и ларьках. В крае считают, что деятельность по оформлению любых займов следует вести исключительно в капитальных зданиях, оборудованных вентиляцией и сигнализацией. Это должно дисциплинировать участников рынка.
Тем временем в Кузбассе продолжают борьбу с закредитованностью населения, растущей как снежный ком.
— Мы отслеживаем все микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные кооперативы, не входящие в государственный реестр, и сообщаем о них в правоохранительные органы и ЦБ РФ, — продолжает Константин Венгер. — Убираем навязчивую рекламу микрозаймов из подъездов, с улиц, из городского транспорта и остановочных павильонов. Но она появляется снова и снова.
<!—

—>
Активности займодавцев, расклеивающих саморекламу на столбах и заборах, пытаются противодействовать, проводя разъяснительную работу среди потенциальных заемщиков. В городах и районах жителям рассказывают, как оценить свои финансовые возможности и определить оптимальный уровень кредитной нагрузки. Согласованность действий всех участников системы финансового просвещения обеспечивает координационный совет. В регионе, заключившем соглашение с минфином и Центробанком РФ, разработана и воплощается в жизнь большая программа повышения финансовой грамотности и снижения уровня закредитованности. Она охватывает все более широкие слои населения — от дошкольников до пенсионеров. Но результатов пока не видно.
К слову, летнюю школу волонтеров организовали местные активисты Общероссийского народного фронта. Набазе женской гимназии прошли обучение 50 старшеклассников, желающих помочь землякам стать финансово грамотными. Со школьниками работали преподаватели экономического вуза и сотрудники финансовых организаций. Защитив проекты, волонтеры получили сертификаты.
Комментарий
Анатолий Аксаков, глава Комитета Госдумы 
по финансовому рынку:
<!—

—>
— Я с пониманием отношусь к предложению властей Кузбасса ограничить рекламу микрофинансовых организаций в общественных местах. Полагаю, что в осеннюю сессию можем рассмотреть его.
Не секрет, что, увидев рекламный баннер МФО в автобусе или торговом центре, человек может действовать в порыве эмоций, принять не всегда взвешенное решение. Назойливая реклама этому способствует. Мы должны проанализировать ситуацию и принять согласованное решение с Банком России и Роспотребнадзором.
Это касается и рекламы в интернете, которая очень активно используется в том числе нелегальными финансовыми организациями. В первом чтении принят закон, который позволяет регулятору во внесудебном порядке блокировать сайты таких организаций.
Подготовила Ольга Бухарова

Советуем посмотреть

Банкир назвал три табу при выдаче ипотеки

Банки должны соблюдать некоторые правила при выдаче ипотеки. В первую очередь речь идет о запрете …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.