На это нацелен проект поправок в закон о банкротстве, которые опубликованы для общественного обсуждения. Фактически речь идет о всесторонней реформе этого института в России. Документ разослан на межведомственное согласование, в министерстве рассчитывают внести его в Госдуму до конца весенней сессии, чтобы закон мог заработать с начала 2021 года.
<!—
—>
В большинстве случаев банкротство сегодня означает ликвидацию компаний, шанс возобновить нормальную работу стремится к нулю, тогда как в США этот показатель доходит до 30%. Российские должники изначально рассматривают банкротство как способ избавиться от обремененного долгами бизнеса, отсюда вывод имущества с банкротящихся компаний или намеренное доведение до банкротства.
«Банкротство — если его не удалось предотвратить — должно стать прозрачной и цивилизованной процедурой спасения бизнеса, которая позволит пройти сложный период без сокращения рабочих мест, без потери бизнеса как такового, без разрушения предприятий», — сказал министр экономического развития Максим Решетников. Важно мотивировать собственников и менеджмент не усугублять положение предприятия накануне банкротства, подчеркнул он.
Минэкономразвития решило реанимировать идею реструктуризации долгов как отдельной реабилитационной процедуры в делах о банкротстве: на площадке суда у кредиторов будет возможность найти компромисс с кредитором и договориться о дисконте в рамках 4-летнего плана погашения задолженности. Дисконт может быть довольно существенным, так как при ликвидации компаний в большинстве (68%) случаев кредиторам не достается ничего, а в среднем им удается возвращать лишь незначительную часть долга — около 5%. Реструктуризация должна помочь именно добросовестным должникам, попавшим в сложную ситуацию, пояснил замминистра экономического развития Илья Торосов.
Ликвидацию бизнеса, который невозможно спасти, министерство хочет проводить за год — как минимум в два раза быстрее, чем в среднем сейчас.
Процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления предлагается отменить — останутся только ликвидация и реабилитация.
<!—
—>
Торги на повышение цены заменяются англо-голландскими аукционами — «качелями», когда в рамках одной торговой сессии происходят торги на повышение с разворотом на понижение и снова на повышение и возможностью подключения участников в ходе торгов. Министерство ставит целью повышение доли продаж на первых-вторых торгах с 7% до 20-30%.
Для банкротящейся компании вводится обязанность прекратить хозяйственную деятельность через 9 месяцев после открытия конкурсного производства — кредиторы смогут продлить срок, но только за свой счет. «Это важный момент, а то у нас очень часто вечные банкротства — и по пять, и по десять лет в банкротстве занимаются хозяйственной деятельностью, получают прибыль через компании-прокладки», — отметил Торосов.
Для расширения числа потенциальных покупателей законопроект предполагает раскрытие сведений о торгах как минимум за 30 дней до их проведения на едином маркетплейсе (его оператора определит правительство). Доступ к нему будет и у физлиц.
Вводится возможность продажи бизнеса целиком, без распродажи по частям (в том числе продажа без инвентаризации через реорганизацию в форме выделения), чтобы, с одной стороны, сохранить предприятие и рабочие места, сменив неэффективного собственника, с другой — повысить процент удовлетворения требований кредиторов.
<!—
—>
Мотивация конкурсного управляющего смещается на то, чтобы завершить банкротство быстрее, чем за год. В фиксированной части вознаграждения управляющего помесячные выплаты (30 тысяч рублей) заменяются выплатой в 300 тысяч или 500 тысяч рублей (в зависимости от величины компании) по итогам всей процедуры. Переменная часть будет зависеть не от суммы, направленной на погашение требований кредиторов, а от объема поступлений в конкурсную массу за вычетом так называемых необязательных расходов.
Наконец, чтобы свести к минимуму случаи аффилированности арбитражных управляющих с кредитором или должником, Минэкономразвития предлагает выбирать СРО арбитражных управляющих автоматически — на основе рейтингов, зависящих от скорости и успешности уже проведенных ими дел по банкротству. Устанавливается жесткая коллективная ответственность СРО за деятельность своих управляющих.