Четверг , 28 Январь 2021
Home / Экономика и финансы / Восстание машин

Восстание машин

По мнению экспертов этой организации, без AI невозможен бизнес целого ряда отраслей — якобы они не способны участвовать в конкурентной борьбе. Среди таких рынков авторы исследования называют телеком, здравоохранение, рекламу, бизнес-услуги, ретейл и другие сферы.
<!—

—>
Все ниши, перечисленные Tractica, объединяет финансовый рынок: банки, инвесткомпании и даже коллекторские агентства, которые помогают кредиторам возвращать долги. «РГ» выясняла, какую роль AI играет в «кровеносной системе» российской экономики. Как оказалось, далеко не все финансисты согласны с западными аналитиками: в некоторых случаях AI мешает, а не помогает зарабатывать деньги.
«Искусственный интеллект как технология может быть эффективен при работе с большими объемами данных или клиентов, причем в 90 процентов случаев — с физлицами в топ-30 банков по количеству клиентов, — разъясняет старший директор по продажам банка «Центрокредит» Андрей Пиганов. Крупные игроки розничного банковского рынка охотно рассказывают о своих наработках в части автоматизации сделок. Сбер, например, делает акцент на корпоративном бизнесе. Как сообщили «РГ» в пресс-службе финансового учреждения, доля кредитов, выданных по технологии К7М, составляет 30 процентов — речь идет об искусственном интеллекте в корпоративном кредитовании, «где решение о выдаче кредита принимается без участия человека всего за несколько минут».
В пресс-службе ВТБ о применении нечеловеческого разума рассуждают более развернуто: среди технологий AI специалисты банка выделяют следующие области: сенсорные функции (компьютерное зрение, восприятие аудиоинформации, обработку текстов на естественном языке), когнитивные функции ( в т.ч. прогнозирование, классификация, рекомендательные системы и системы планирования), машинное обучение. Как отмечают в ВТБ, все эти технологии используются для распознавания и классификации документов, определения их подлинности, чат-ботов, голосовых помощников, управления рисками и других задач.
В розничном бизнесе можно автоматизировать много процессов, это позволяет снизить издержки и увеличить скорость операций
Некоторые клиенты банков относятся к роботам довольно критично. «Как клиент различных сервисных организаций я предпочитаю быстро решить вопрос в кол-центре с сотрудником из плоти и крови: если я звоню туда, это значит, что дистанционные сервисы, чат-боты или сайт, например, не помогли мне справиться с проблемой», — говорит Андрей Пиганов. «Термин «искусственный интеллект» — это, на мой взгляд, небольшое преувеличение. Я бы говорил об автоматизации бизнес-процессов в финансовых компаниях разной степени сложности», — отметил главный исполнительный директор BCS Global Markets Алексей Гонус.
Есть банки, которые до такой степени любят искусственный интеллект, что предпочитают называться IT-компаниями. «Мы генерим много контента для лайфстайл-банкинга, AI помогает сегментировать пользователей и предлагать релевантный для них контент», — объяснил «РГ» вице-президент «Тинькофф» Вячеслав Цыганов. По его словам, в 40 процентах случаев диалог происходит без участия оператора — это экономит банку до 50 миллионов рублей в месяц. Гонус согласен, что в розничном бизнесе можно автоматизировать довольно много процессов: «Это позволяет снизить издержки, увеличить скорость операций и сократить количество ошибок».
А вот корпоративный бизнес — совсем другое дело. По мнению Алексея Гонуса, в корпоративном кредитовании автоматизация процессов нецелесообразна. «Без живого общения, которое сейчас называют networking, я не очень себе представляю результативную работу в корпбизнесе. Чем крупнее сделка, тем важнее коммуницировать с клиентом напрямую, без технологий», — говорит он. Андрей Пиганов считает, что AI уместен в корпоративном бизнесе в скоринговых моделях, которые используются для выдачи банковских гарантий небольшим компаниям, претендующим на участие в госзакупках. «Отчасти искусственный интеллект удобен при контроле транзакций в контексте требований регулятора к прозрачности финансовых потоков банков. Но в целом, на мой взгляд, даже при качественной автоматической проверке клиента возможны смысловые и технические ошибки, поэтому любая автоматизированная не должна работать без возможности оперативно связаться с «живым» консультантом», — считает банкир.
Гонус рассказывает, что в инвестрознице набирают популярность IT-платформы, которые позволяют неквалифицированным инвесторам попробовать свои силы в трейдинге через специальные приложения для смартфонов и стационарных компьютеров. Тот же «Тинькофф» разработал роботизированный сервис, который помогает сформировать сбалансированный инвестиционный портфель: эдакая «биржа доля блондинок», где за инвестора думает AI. В профессиональной среде все серьезнее. По мнению американского предпринимателя, сооснователя Mirantis и Ventra Алекса Фридланда, в части искусственного интеллекта у инвестбанков превалируют два подхода: оптимизация трейдинга и построение квантовых моделей и других механизмов, позволяющих более эффективно использовать деньги в процессе торговле на рынке. «В среде профессиональных трейдеров речь идет уже о гораздо более сложном высокочастотном алгоритмическом трейдинге», — дополняет Алексей Гонус.
<!—

—>
Роботы добрались даже до общительной ниши — коллекторов. «Здесь используют ботов при дозвоне недобросовестным плательщикам», — уточняет Гонус. Но есть свои нюансы: искусственный разум работает только с совестливыми должниками. «На рынке коллекторских агентств большинство кол-центров стадии soft (так называемый «мягкий коллекшен») работают по скриптам, в которые укладывается более 50 процентов разговоров с должниками, — отмечает замгендиректора по развитию бизнеса «ГК ФИН» Григорий Галицких. — Типовые разговоры так и напрашиваются на роботизацию. Тем более если мы говорим о просрочке до 6 месяцев, где доля «идейных» неплательщиков невелика. Металлический голос в трубке может напомнить о долге, но вряд ли сможет убедить «серийного» должника вернуть кредит.

Советуем посмотреть

Дефицит мигрантов-строителей приведет к подорожанию нового жилья

Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. Фото: Евгений Одиноков/РИА Новости Об этом шла речь на …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.