МОСКВА (Рейтер) — Кандидаты Кремля против обыкновения упустили шанс легкой победы на губернаторских выборах в четырех российских регионах, набрав там меньше половины голосов, и продолжат борьбу во втором туре с кандидатами от КПРФ и ЛДПР.
Это самый худший результат власти на губернаторских выборах с момента их возвращения в 2012 году, который отражает разочарование россиян властью на фоне обострившихся из-за санкций экономических проблем и предстоящего повышения пенсионного возраста.
Кремлевские ставленники не добрали голосов до победы в первом туре в Приморском крае, Хакасии, Хабаровском крае и во Владимирской области при официальной явке от 30 до 42 процентов.
Самым крупным регионом, где Кремль потерпел неожиданную неудачу, стал Приморский край, развитие которого власти в течение многих лет называли приоритетной задачей.
Исполняющий обязанности губернатора края Андрей Тарасенко набрал, по предварительным данным, 47 процентов голосов при 25 процентах у его конкурента из компартии Андрея Ищенко.
«Личность самого Тарасенко как навязанного Москвой губернатора не вызывает доверия у избирателей. За несколько месяцев своей публичности он успел разочаровать», — сказал житель Владивостока Иван, попросивший не упоминать его фамилию.
Владимир Путин, по совпадению прилетевший во Владивосток на следующий день после голосования, назвал второй тур в губернаторских выборах «нормальным явлением, нормальным делом».
Тем не менее, в последние годы это явление на российских выборах, которые в 2011 году привели к протестам против массовых фальсификаций, было крайне редким.
С момента возвращения губернаторских выборов в 2012 году кандидат Кремля лишь однажды не смог победить на них в первом туре. Это произошло в 2015 году, когда глава Иркутской области Сергей Ерощенко вышел во второй тур с кандидатом от компартии Сергеем Левченко и проиграл ему.
На воскресном голосовании худший результат из кандидатов Кремля показал действующий председатель правительства Хакасии Виктор Зимин, который, по предварительным данным, с 32 процентами голосов отстал от коммуниста Валентина Коновалова, набравшего 45 процентов голосов.
Хабаровский губернатор Вячеслав Шпорт и владимирский — Светлана Орлова пришли почти вровень со своими соперниками из партии ЛДПР Сергеем Фургалом и Владимиром Сипягиным соответственно.
Основными причинами неудачных для власти региональных кампаний стали растущий запрос на обновление политического руководства, общий рост протестных настроений, связанных с пенсионной реформой, а также нежелание подстегивать их фальсификациями на выборах, сказал политтехнолог Аббас Галлямов.
«В некоторых регионах боятся грубо фальсифировать. После протестов на Болотной площади начала внедряться установка на то, что фальсификации — это плохо».
Кремль и Центризбирком отрицают существенные фальсификации на выборах в России.
Прошедшие во второй тур кандидаты представляют парламентские партии, которые во многом солидарны с Кремлем. Радикальные оппоненты власти, как правило, не могут участвовать в выборах, поскольку на волне роста противоречий между властью и ее противниками процедура допуска до регистрации кандидатом была сильно усложнена.
Но несмотря на это, во втором туре Кремль может приложить усилия для победы своих ставленников в противовес системной оппозиции.
«Со стратегической точки зрения ломать через колено было бы ошибкой», — сказал Галлямов.
«В принципе госпропаганда может это все обыграть: нас обвиняют в нечестных выборах, а у нас куча губернаторов проигрывает выборы. Но это с точки зрения рационального выбора. Не исключено, что в Кремле победят эмоции: мы не должны прогибаться».
(Полина Никольская, текст Марии Цветковой)
sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1466339494851-0’;