Больше всего прибавили сделки на стадии расширения — средний чек вырос почти в семь раз, с 2 до 13,3 млн долларов. Эксперты объясняют такую динамику трансформацией самой венчурной модели: границы между венчурными и прямыми инвестициями постепенно размываются. Средняя сумма сделки на ранней стадии увеличилась в 2,5 раза, до 2,3 млн долларов, на стадии стартапа — в два раза, до 2,7 млн долларов. При этом инвесторам в целом больше интересны зрелые проекты: на стадию расширения пришлось 60% от общей суммы инвестиций.
<!—
—>
— Ландшафт отрасли, структура предпочтений трансформируются по образцу зрелых рынков западных стран, — отметил инвестиционный директор, замглавы РВК Алексей Басов. — Ключевым фактором роста предложения капитала становятся корпоративные игроки, которые активно осваивают венчурный инструментарий и формируют портфель инновационных проектов.
Российские фонды стали активнее участвовать в сделках с иностранными стартапами, их объем вырос в два раза, до 860 млн долларов. Это говорит о развитии рынка, полагает партнер, руководитель практики сопровождения сделок PwC в России Олег Малышев. Российские инвесторы участвуют в крупных сделках вместе с международными фондами, хотя и зачастую выступают миноритарными инвесторами в раундах инвестиций.
В секторальном разрезе лидером по числу сделок и сумме привлеченных инвестиций остаются информационные технологии. В первом полугодии в секторе состоялось 73 сделки на почти 219 млн долларов. В прошлом году на ИТ пришлось 94% от суммы всех сделок. Для сравнения, биотехнологии и промышленные технологии привлекли 3,3 и 2,7% соответственно.
— Причины популярности или непопулярности отраслей для инвесторов одинаковые — это комбинация хайпа, помноженная на скорость роста рынка, — указал венчурный инвестор, венчурный партнер Skolkovo Digital Алексей Соловьев. — Если индустрия быстро растет, на ней происходит много событий и о ней говорят, она интересна. Примером такой индустрии является EdTech. Сегодня одна пятая часть стартапов российского рынка — это образовательные проекты. Они перспективны, потому что быстрее начинают финансироваться на собственную выручку и имеют короткий цикл от создания продукта до выхода на рынок.
Еще один насыщенный событиями рынок — это FoodTech. Появляются новые ниши, такие как dark kitchen, с интересными игроками и бизнес-моделями. Новый формат предполагает отсутствие у ресторана своего помещения и готовку только для служб доставки.
Среди отраслей, которые перестали расти и поэтому не интересны инвесторам, эксперты выделяют криптовалюты и e-commerce. В последнем сегменте сегодня конкурируют крупнейшие игроки, поэтому для стартапов и венчурных инвестиций места там не осталось. В случае с криптовалютой ажиотаж прошел, к тому же много людей понесли убытки на вложениях, что негативно сказалось на желании инвесторов туда идти.