Впервые за двадцать четыре года питерская школа бокса будет представлена на Олимпиаде! Славные традиции Геннадия Шаткова и Валерия Попенченко в Рио-де-Жанейро продолжит Петр Хамуков. По итогам турнира в Баку 24-летний боксер, выступающий в весовой категории до 81 кг, добыл заветную путевку на главный старт четырехлетия.
Успех Петра трудно переоценить. Это его уже второй прорыв в Бразилию, так как лицензию во втором среднем весе у него фактически отобрал исполком Федерации бокса России. Как молодой человек нашел в себе силы не хлопнуть дверью? Кто не бросил парня в трудную минуту? С какими мыслями полутяж едет в Рио?
Молча обнял тренера
— Петр, когда вы точно поняли, что после всех испытаний и волнений поедете в Рио?
— На турнире в Баку мой третий бой был против довольно крепкого индуса Сумита Сагвана, победа над которым и давала лицензию на Олимпийские игры. Но, поверьте, перед выходом в ринг не испытывал дополнительного давления. Настраивался как на обычный бой! Мотивация заключалась в том, чтобы чисто победить Сумита, а не добыть лицензию.
Но вот когда прозвучал финальный гонг, судьи вынесли окончательное решение и рефери поднял мою руку вверх, вот тогда осознал, что это для меня совсем не рядовой поединок. Я снова добыл лицензию на Олимпиаду! Правда, ликовать или прыгать уже не было сил. Я просто подошел к своему тренеру Руслану Дотдаеву и крепко обнял его. По-мужски! Это единственная сильная эмоция, которую мог себе позволить.
— Турнир в столице Азербайджана вы провели в отличном стиле, даже несмотря на более тяжелую весовую категорию.
— Первый поединок с нигерийцем Умаром Садигой сложился очень тяжело. Но это нормально. Практически все боксеры на любом уровне испытывают дискомфорт на старте. Нужно «вкатиться» в соревнования, попробовать атмосферу. Сказался и долгий перерыв между моим последним спаррингом и началом турнира. Почти одиннадцать дней у меня не было «живой» работы, а это большая пауза. Ну и соперник достался очень неудобный. Высокий, мощный по габаритам, атлетичный, бьющий.
А вот Дениса Лазара прошел легко. Словенец оказался удобным во всех смыслах: и по росту, и по манере. Бесхитростно лез вперед, пытался одним ударом решить исход боя. Но я его легко «прочитал», все три раунда шли под мою диктовку.
К дуэли с индусом подошел в отличной форме. Это был важно, ведь Сагван не новичок в боксе, участвовал в Олимпийских играх в Лондоне, на чемпионате мира боксировал с Егором Мехонцевым. Подвижный, техничный, нужно было выманивать его идти на себя, заставлять атаковать. А потом «накатывать» на него короткими и быстрыми ударами. Что мы с тренером и сделали. Три боя — три победы в Баку!
Плохие помощники
— Последний раз мы встречались в те дни, когда исполком Федерации бокса России решил, что вместо Хамукова в Рио поедет Чеботарев. Вы были в подавленном состоянии, хотя держались мужественно. Когда появился заветный шанс снова попасть на Олимпиаду?
— В марте. Когда мне отказали в лицензии, не стал торопиться с выводами. Просто хотел побыть один, чуть прийти в себя. Время — лучший лекарь, а тут как раз пришел вызов в сборную страны на озеро Круглое. Меня приглашали помочь ребятам готовиться к международному турниру.
— Извините, что перебиваю, но у вас не возникло желания послать всех куда подальше и хлопнуть дверью?
— Вы правы, особого желания ехать в команду у меня не возникло. Но злоба — плохой помощник по жизни. Агрессия только во вред. Так же как и в ринге. Разозлился на соперника и уже думаешь только о том, как ударить его, вместо того чтобы грамотно тактически вести поединок. Это будет не бокс, а драка. И потом, я ведь числюсь в национальной сборной, получаю там зарплату, обязан приезжать по первому вызову. Тем более и не думал бросать бокс. А на базе отличные условия, тренировки, восстановление, хорошие спарринги.
— И что же случилось на Круглом?
— Волею судьбы там меня поставили в пары к полутяжам. Я начал работать и подумал, что ничего уж особо сложного нет боксировать в 81 кг. Возвращаюсь домой, встречает меня президент Федерации бокса Петербурга Максим Жуков и говорит: «Мы тут подумали, а почему бы Хамукову официально не побороться за лицензию в полутяжелом весе?» Представляете, как сошлись наши мысли!
При этом мой тренер отнюдь не был сторонником этой идеи. Руслан Хызырович привел много аргументов против: короткий срок подготовки, мой невысокий рост, другой вес. В итоге он, конечно, согласился, но назвал меня авантюристом.
Вообще хочу сказать огромное спасибо своей отличной команде. И Максиму Владимировичу Жукову, и руководителю «Олимпийской платформы» Денису Борисовичу Рехину. Эти люди всегда оказывались вместе со мной в трудную минуту. Помогали на сборах, на спаррингах, на турнирах. Если бы не они, ни про какую лицензию в Рио не было бы речи.
Остановиться в шаге от мечты?
— Доводилось слышать от важных спортивных чиновников, что после победы над Чеботаревым в чемпионате России вам надо было обязательно продолжить выступать. Стать чемпионом страны. И вот тогда уж никто бы не посмел отобрать у Хамукова лицензию.
— Даже если бы я стал лучшим в России, а потом вошел в призеры чемпионата мира, ничего не изменилось бы. Исполком так решил! Не согласен и с теми, кто говорил, что Чеботарев более опытный и титулованный. Это не показатель! Смотреть надо объективно, что происходит в ринге. За последние годы я победил на многих важных турнирах, в том числе на Кубе в престижном Giraldo-Cordova Cardin, в Кубке губернатора Петербурга, выиграл все бои серии WSB, стал чемпионом Европы!
Возьмите для примера, как я сейчас боксировал в Баку. Легко, с настроением, и опыта, поверьте, у меня не меньше, чем у Чеботарева.
— Теперь, когда все позади и у вас есть лицензия, скажите, что ждете от Рио?
— Это будет тот же чемпионат мира, только на Олимпиаде соберутся одни сильнейшие, те, кто сумел завоевать лицензии. Отбор был жесточайший. Но это и лучше. Чем выше класс, тем меньше грязных драчунов. Вот в Баку были всякие бои, особенно на первом этапе. Много травм, рассечений, грязных приемов, ненужных столкновений головами.
— Наверняка вас попытаются и психологически выбить из колеи.
— Это точно! Когда мы боксировали в Мексике серию WSB, на церемонию представления вышли люди, переодетые в индейцев майя. Страшными масками они пытались нас запугать. Это психология. На войне все средства хороши. Кто-то психанул, а я просто смеялся. Это же глупость — потерять уверенность из-за того, что тебя напугали маской.
Мой девиз — никогда нельзя сдаваться! Продолжай идти к своей цели. Не этим, так другим путем. Из любой ситуации есть выход. Не горячись. Сядь, подумай, может, ты и сам что-то сделал не так. А потом опять иди дальше! И добьешься заветной цели.
Многие были уверены, что в марте я повешу перчатки на гвоздь. Нет! Моей главной мотивацией оставалась мечта — поехать на Олимпиаду. Грезил ею с раннего детства. Мальчишкой листал журналы с легендарными чемпионами, думал, что это недосягаемо. Шел к этому шестнадцать лет. И вдруг, когда оказался в шаге от мечты, все бросить?
Беседовал Константин Осипов
|Цифра
3 медали — две золотые и одну бронзовую — завоевали питерские (ленинградские) боксеры за всю историю Олимпийских игр. В Мельбурне-1956 олимпийским чемпионом стал Геннадий Шатков (75 кг), на ринге Токио-1964 золотую медаль выиграл Валерий Попенченко (75 кг), а бронзу взял Вадим Емельянов (свыше 81 кг). При этом в российской истории боксеры одни из самых стабильных добытчиков олимпийского металла для национальной команды. Так, в Лондоне-2012 сборная России по боксу добыла 6 наград: 1 золото, 2 серебра, 3 бронзы.