Транспортная война Таджикистана против России: Москва готовит зеркальные меры
Взаимоотношения двух стран оказались в заложниках экономического конфликта авиаперевзочиков
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Между Минтрансом России и Таджикистана разгорается конфликт по поводу пассажирских авиаперевозок. 13 марта в Душанбе без предупреждения не подтвердили одной из российских компаний маршруты Пермь — Душанбе, Краснодар – Худжанд, Челябинск – Душанбе и Жуковский – Куляб. В результате чего люди не смогли вовремя вылететь и добраться до места назначения. В ответ на это 14 марта Москва сообщила, что оставляет за собой право на зеркальную реакцию. Эксперт рассказал, кто больше пострадает от этого противостояния и когда будет заключен мир.
Напомним, конфликт начался с того, что в конце 2016 года Таджикистан отказался подтверждать одной российской авиакомпании полеты в республику из нового аэропорта, который расположен в Подмосковье, но первоначально считался московским. В ответ Россия приостановила полеты таджикистанской авиакомпании в четыре российских города, в том числе 10 рейсов в Москву.
Причиной ссоры стало то, что до открытия нового аэропорта российская авиокомпания должна была летать в Таджикистан 4 раза: по дв рейса в Душанбе и Худжанд. Но после того, как открылась новая воздушная гавань, российский авиаперевозчик потребовал для себя в два раза больше перелетов по тем же направлениям. При этом таджикистанский «Сомон Эйр» должен был летать из этих городов в Россию только по два раза. Власти Таджикистана посчитали, что их права ущемляют и начали защищаться подручными способами.
О том, как будет развиваться это конфликт, и кто страдает от него больше, «МК» рассказал Александр Воробьев, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья института Востоковедения РАН:
— Причиной спора стали коммерческие интересы между российскими и таджикистанскими авиаперевозчиками. Российских компаний больше, и они чаще летают между двумя государствами. Это создает убытки для таджикских перевозчиков, в связи с чем они решили пролоббировать ограничения на полеты российских конкурентов. Таким образом они пытаются подтолкнуть Москву к компромиссу, который привел бы Таджикистан к более выгодным условиям, чем у него есть сейчас.
В текущем конфликте большие издержки терпит Таджикистан, так как он обладаем гораздо более скромными ресурсами, чем Россия. Вместе с тем, конфликт может разрешиться путем переговоров, причем компании из Душанбе, скорее всего, получат один дополнительный перелет, а российскими фирмы один потеряют.
Несмотря на то, что конфликт развивается с 2016 года, он не сказался на дипломатических взаимоотношениях России и Таджикистана. Партнерство двух государств базируется на военно-политическом сотрудничестве, которое, в свою очередь, опирается на личные связи глав государств Владимира Путина и Эмомали Рахмона. Любой конфликт, подобный нынешнему, будет развиваться до тех пор, пока не упрется в более важные вопросы, на которые уже обратят внимание президенты.