Во вторник 16 февраля украинское правительство будет отчитываться в Раде за свою работу. Это станет моментом истины для премьера Яценюка и правительства в целом. Сегодня вице-спикер Рады Андрей Парубий (входящий в партию Яценюка «Народный фронт») заявил, что достаточного числа голосов для отставки правительства (226) пока не набирается, но многие депутаты уверены в обратном. Если парламентариям не удастся сменить правительство, ряд фракций может выйти из правящей коалиции, что приведет к роспуску парламента и досрочным выборам в Раду (как это уже случалось в 2007 и 2014 году). The Insider выяснил, каких результатов ждать от «перезагрузки» власти в Украине и кто от этого выиграет.
Технократы против бюрократов
В последнее время правительство Яценюка изрядно штормит: не успел затихнуть скандал между главой Одесской ОГА Михаилом Саакашвили и главой МВД Арсеном Аваковым, плеснувший в Саакашвили водой из-за обвинений в коррупции, как разразился новый – на сей раз с участием так называемых «технократов». Технократы — это министры, в том числе и иностранцы, которых Порошенко пригласил работать в Украине. Среди них министр финансов Наталья Яресько, министр здравоохранения Александр Квиташвили, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский и министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус.
В минувшую среду Абромавичус, который до этого никогда не отличался резкими интервью или заявлениями, назвал вещи, происходящие в Украине своими именами.
— Сегодня я принял решение подать в отставку с должности министра экономического развития и торговли. Причина – резкая активизация блокирования любых системных и реформ, — заявил Абромавичус и обвинил давнего бизнес-партнера и армейского друга Петра Порошенко, а ныне первого заместителя главы его фракции Игоря Кононенко в блокировании работы министерства экономики.
Конкретнее – Кононенко хотел иметь «своего» заместителя в министерстве, который бы отвечал за НАК «Нефтегаз» и якобы лоббировал на эту должность нынешнего заместителя главы «Нефтегаза» Андрея Пасишника. Со временем выяснилось, что Абромавичус писал сам Пасишник, утверждая, что его фамилия согласована с Кононенко. Последний все обвинения в свой адрес опровергает. Он уже заявил, что готов пройти детектор лжи и дать показания Национальному антикоррупционному бюро.
Отставка министра Абромавичуса вызвала новый правительственный кризис
Незамедлительной была реакция посольства США. Посол Джеффри Пайетт в твиттере поддержал Абромавичуса как приверженца реформ в Украине. Пайетт часто напоминает о том, что именно дальнейшее проведение реформ – главный показатель, из которого исходят США при поддержке Украины. Президент и правительство не могут не учитывать, что свою легитимность они получили после Евромайдана, главным требованием которого было проведение реформ, а теперь еще и Запад не дает забыть об этом, обуславливая свою финансовую помощь дальнейшими реформами в Украине.
Поэтому когда после Джеффри Пайетта свое заявление опубликовали посольства ключевых государств Евросоюза, а также Канады и США, где заявили о глубоком разочаровании возможной отставкой Абромавичуса, это возымело серьезные последствия. Министра уговаривали вернуться в правительство. Вначале в среду с Абромавичусом говорил Порошенко и глава его администрации Борис Ложкин, который два года назад рекомендовал назначить Абромавичуса министром. Вообще идея технократов в правительстве принадлежит Ложкину. По словам министра экономического развития, только с Ложкиным он согласовал свою будущую отставку (правда, похоже это произошло лишь перед самым началом пресс-конференции, потому как своих заместителей Абромавичус предупредил ровно за 15 минут до начала).
И в парламенте, и в правительстве на Абромавичуса жаловались, дескать, у него нет глобального видения реформ в Украине. Да, он сделал огромные успехи в дерегуляции и системе государственных закупок, но глобальных реформ не проводил. Министр уже давно знал, что в Раде им недовольны. Постановление Рады об увольнении Абромавичуса было зарегистрировано еще в конце прошлого года, но не набрало нужного числа голосов (подписалось 23 человека из необходимых 150). Во время последнего заседания фракции Блока Петра Порошенко (БПП), где обсуждали потенциальные кандидатуры на пост будущих министров, в качестве кандидата на пост первого вице-премьера-министра экономики обсуждали Виталия Ковальчука, нынешнего заместителя главы АП.
Именно это могло стать одной из предпосылок ухода Абромавичуса, который предполагал, что должность в следующем составе Кабмина ему не светит. При этом ранее собеседники в Администрации президента утверждали, что Абромавичус очень хочет остаться работать в Кабмине и возможно под него будет создана должность министра реформ.
Вторая версия ухода – желание присоединится к команде Михаила Саакашвили, который может создать собственную партию на базе «Руха за реформи» (сам Саакашвили эти планы отрицает, но многие из его окружения об этом говорят). За день до отставки Абромавичус встречался с Саакашвили в одном из ресторанов Киева. Как и с послом США Пайеттом, который первым отреагировал на отставку.
Как бы там ни было – заявление Абромавичуса привело к новому кризису. Во-первых, Украина пребывает в ожидании очередного транша кредита МВФ в $1,7 млрд. По словам министра финансов Наталии Яресько, в случае смены правительства МВФ возьмет паузу в программе расширенного финансирования и продолжит только при готовности нового правительства выполнять обязательства, взятые на себя предшественниками.
Во-вторых, после громкого заявления об отставке Абромавичуса у Порошенко и Яценюка в четверг состоялась встреча с послами «большой семерки», которые в очередной раз сказали о важности проведения реформ и неважно, чьими руками. Другое пожелание послов – никаких досрочных выборов, мол, страна их не выдержит.
Тогда же, в прошлый четверг, в Кабмине возникла идея уговорить тех министров-технократов, кто уже подал заявления об отставке отозвать их. Речь идет об Александре Квиташвили, который написал заявление еще в июле прошлого года из-за обвинений в том, что он не справляется с работой в министерстве, и о Юрие Стеце, министре информационной политики, который написал заявление, как и обещал – после года работы в министерстве, о министре инфраструктуры Андрее Пивоварском, который хотел уйти из-за низких зарплат чиновников (мол, это к коррупции и не дает ему мотивировать людей), а также о министре аграрной политики Алексее Павленко, которого из правительства отозвала фракция «Самопомощь», раннее рекомендовавшая его туда.
Павленко, который на самом деле не хотел уходить из министерства, долго уговаривать не пришлось. Как и Стеця с Квиташвили. Пивоварский долго не соглашался, поэтому чтобы его уговорить Яценюк даже вызвал в министерство его жену.
Загвоздка оставалась лишь в Абромавичусе, которого пригласили на закрытое заседание Кабмина. Но тот выдвигал лишь политические условия, требуя радикальных действий – например, чтобы Кононенко сложил депутатский мандат, вместо Яценюка премьером стала Наталия Яресько, а генпрокурор Виктор Шокин ушел в отставку.
Договориться так и не удалось, так что открытое заседание Кабмина, где и объявили об отзыве министрами своих заявлений об отставке, делали без Абромавичуса.
Министры выдвинули ряд требований взамен на то, что они продолжают работу в правительстве – например, их не должен шантажировать парламент или фракции, зарплаты чиновников необходимо повысить, а все переговоры политиков должны быть публичными.
Рада против Яценюка
Порошенко и Яценюк были вынуждены искать быстрый выход из сложившийся ситуации, не посоветовавшись с депутатским корпусом. Наутро после ультимативных заявлений Кабмина депутаты выглядели растерянными. Например, фракция «Самопомощи» лишь из новостей узнала о решении своего министра остаться и сразу же заявила, что теперь он не имеет отношения ни к партии, ни к фракции, которая его выдвинула.
В ситуации вновь выиграл Арсений Яценюк. Теперь речь о полномасштабном переформатировании Кабмина и вовсе не идет – лишь о заполнении вакансий, а именно – министерства экологии, главу которого со скандалом уволили еще в прошлом году, а также о заполнении должностей нескольких вице-премьеров.
Однако, сейчас премьер и президент попали в ситуацию, когда минимум две фракции – «Батькивщина» и «Самопомощь» не хотят сотрудничать с нынешним правительством и премьер-министром.
«Самопомощь» уже несколько месяцев обсуждает возможность выхода из коалиции. Во вторник по этому поводу состоялось совещание фракции при участии мэра Андрея Садового, однако окончательного решения так и не приняли. Повторно этот вопрос фракция обсудит на партийном съезде, который планируют на 13 февраля в Харькове.
Будет ли распущена Рада — теперь зависит от партии «Самопомощь» и ее лидера Андрея Садового
Вслед за «Самопомощью» из коалиции может выйти и «Батькивщина» Юлии Тимошенко, которая якобы давно готова к такому шагу. Однако, без «Самопомощи» он не имеет смысла – у «Батькивщини» лишь 19 голосов, что сохранит большинство даже при ее выходе.
До последнего времени переговоры о возращении в коалицию велись и с Олегом Ляшко, лидером фракции Радикальной партии. Однако он прекратил их, сославшись на то, что украинская власть не хочет перезагружать правительство. Главным адептом возращения Ляшко в коалицию был Яценюк. Фракция Яценюка «Народный фронт» насчитывает 80 депутатов. С учетом фракции Ляшко он бы мог рассчитывать на 100. Именно поэтому фракции Ляшко хотели отдать пост министра экологии.
Пока же с учетом голосов фракций БПП и НФ коалиция имеет 216 голосов при необходимых 226. Это говорит о том, что правительство не сможет провести ни один законопроект через парламент.
Путей выхода два – либо Яценюк каким-то образом договаривается с парламентом в обмен на частичную перезагрузку правительства и смену нескольких министров, либо ситуация может обернуться досрочными выборами.
При этом Порошенко, по информации собеседников The Insider, предпочел бы выйти из кризиса посредством замены Яценюка одну из нескольких имеющихся у него кандидатур.
Возможными кандидатами на этот пост называют председателя парламента Владимира Гройсмана, главу СНБО Александра Турчинова (он был в команде «Народного фронта», но сейчас сблизился с Порошенко) и главу АП Бориса Ложкина, который, впрочем, вряд ли согласиться быть премьером, поскольку очень печется о своей репутации. Последнее время источники утверждают, что начали считать голоса и за Михаила Саакашвили.
Арифметически в коалиции не набирается достаточно за любую из этих кандидатур. Еще одна опасность – Народный фронт угрожает выходом из коалиции в случае попытки сменить Яценюка. Однако, здесь стоит учитывать, что фракция немонолитна и не ориентируется исключительно на нынешнего премьера. В ней есть разные группы депутатов, часть из которых ориентирована на вице-спикера Андрея Парубия (так называемая группа Майдана), часть – на Александра Турчинова, еще часть – на Арсена Авакова, а также Николая Мартыненко.
Окончательное решение по поводу вариантов разрешения кризиса Порошенко еще не принято. Все ждут отчета правительства, который запланирован на 16 февраля. Вероятность того, что договориться не удастся – весьма велика. А это будет означать, что досрочных выборов не миновать.
Новые расклады
По данным январского опроса социологической группы «Рейтинг» новый парламент будет выглядеть следующим образом – БПП с результатом в 14,3%, затем Оппозиционный блок – 13,5%, Самопомощь – 11,7%, условный блок Саакашвили и «Батькивщина» по 11,6%, затем Свобода 6,9%, а также РПЛ — 5,5%. На грани прохождения в парламент УКРОП — 4,7%.
Однако, этот опрос не учитывает, к примеру, что своя партия может появиться у Саакашвили, который получил в Украине широкую поддержку. Об этом можно судить по другому недавнему опросу о желаемых кандидатах на пост премьера. 11% опрошенных в 2016 году хотели бы видеть премьер-министром Михаила Саакашвили – это первая позиция. Саакашвили умело оседлал антикоррупционную тему и запланировал антикоррупционные форумы по всей Украине. Такие уже прошли в Киеве и Харькове. На очереди – Днепропетровск. Со временем такая активность может перерасти в создание партии Саакашвили, вот только пока он не сколотил украинскую команду, которая могла бы стать ее костяком. К тому же согласно украинскому законодательству сам он не имеет права баллотироваться в народные депутаты, поскольку 5 лет не жил в Украине.
Михаил Саакашвили пока лидирует в соцопросах, как наиболее подходящая кандидатура на должность премьера
Слухи о том, что в Администрации президента Саакашвили рассматривают в качестве кандидата в премьеры, ходят еще с середины прошлого года, однако за эту кандидатуру в нынешнем парламенте нет голосов – за него категорически не станет голосовать фракция «Народного фронта», так как Саакашвили постоянно обвиняет в коррупции Яценюка и его ближайшее окружение – Николая Мартыненко, Андрея Иванчука, Арсена Авакова.
На втором месте в опросе о премьере — Юлия Тимошенко (7%). Тимошенко тоже активный критик правительства – начиная от социальных стандартов и заканчивая высокими тарифами. К этому добавляется и личная неприязнь лидера «Батькивщини» к Арсению Яценюку, который покинул ее партию накануне досрочных президентских выборов 2014 года, создав свой политический проект. Кандидатура Тимошенко также не соберет голосов нынешнем в парламенте. За нее не проголосует «Народный фронт» и вряд ли проголосует фракция «Блока Петра Порошенко».
Таким образом, согласно опросам, очевидной кандидатуры на смену Яценюку пока нет, но это не значит, что позиции премьера устойчивы, а значит лишь то, в эти дни в Украине начинается торг с участием всех политических сил, результат которого не может предсказать никто. Впрочем, это все же лучше, чем результат, всегда известный заранее.