Неожиданные выводы из «кремлевского доклада»: эксперты предсказали обратный эффект
«Для российских элит и истеблишмента это, конечно, неприятный момент»
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Американский Минфин опубликовал т. н. «Кремлевский доклад», в котором перечисляются более 200 представителей российской власти и «олигархов». Хотя сам по себе этот список не предполагает введения санкций, появление такого документа вызвало широкий резонанс в СМИ и политических кругах. «МК» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать значение подготовленного в США «доклада».
Владимир ВАСИЛЬЕВ, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН: «Мне близко мнение, которое озвучил Константин Косачев (председатель Комитета Совета Федерации по международным делам – «МК») о том, что доклад составлен по принципу телефонного справочника. Это наиболее адекватная оценка. Министерство финансов США подошло к составлению документа достаточно формально. Список оставляет поле для широкого толкования. Публикация этого доклада никаких серьезных проблем для российско-американских отношений не создает.
Сегодня вследствие удачного положения дел в американской экономике, внутриполитическое давление на администрацию Трампа несколько ослабло. Президент США чувствует себя более уверенно. В последнее время появились сообщения о том, что Трамп всерьез рассматривает возможность увольнения Мюллера и закрытия работы специальной комиссии по расследованию «вмешательства» России в выборы США, ведь комиссия ничего за год работы не «накопала». Это также отражает, что американский президент чувствует себя более уверенно, у него, может быть, в большей степени сегодня развязаны руки, с ним уже вынуждены считаться. И с этой точки зрения данный список, возможно, отражает идею Трампа как-то улучшить российско-американские отношения.
Читайте материал: «Путин выразил обиду на «кремлевский список» США двумя словами»
Да, администрация вынуждена выполнять положения закона («Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций» от 2 августа 2017 г. – «МК»), с которым, кстати, в свое время президент не согласился. Но при этом Трамп отказался от новых санкций. Реакция администрации Трампа на выполнение этого закона является полуформальной, большого рвения к выполнению его положений не проявляется. С укреплением позиций Трампа вновь появившаяся уверенность проявляется и в возможности на подобного рода законы посмотреть сквозь пальцы».
Алексей МУХИН, генеральный директор Центра политической информации: «Принятие этого доклада никак не скажется на российско-американских отношениях, потому что их нет. Доклад – «замечательный», поверхностный и выставляет Конгресс Соединенных Штатов Америки в весьма невыгодном свете. Многие страны, прежде всего Китай, теперь понимают, что такого рода список может появится в отношении истеблишмента любого государства. США гробят свое мировое доминирование и репутацию. Наверное, не надо мешать им это делать. Относительно санкций, которые могут быть применены администрацией Дональда Трампа, либо Министерством финансов, понятно, что ответные меры с российской стороны обязательно будут, но делать какие-то агрессивные движения заранее было бы крайне неразумно. Именно на этом и строится расчет: произвести деструктивное моральное впечатление.
Санкции, конечно, долгосрочные, и санкционная практика США это подтверждает. Но данный документ, который мы сейчас увидели, очень хорошо ложится в основу иска в отношении Соединенных Штатов в связи с прямым, юридически зафиксированным, грубым вмешательством во внутренние дела суверенного государства. Это вам не мифические русские хакеры, доказательств участия которых в каких-то внутриполитических американских процессах нет. Это ясный, четкий документ, который является доказательством попытки оказания воздействия на ход президентской кампании в России. Здесь должен быть дан очень четкий юридический ответ, возможно, на площадке ООН».
Сергей КИСЛИЦЫН, научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН: «Кремлевский доклад» был принят в первую очередь на фоне существования «Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций». Согласно этому закону подобный документ должен был быть подготовлен. Вопрос, кстати, во многом технический, об этом говорит и сам доклад, ведь никаких санкций не вводится, просто перечисляются лица. Доклад не несет, по сути, ничего нового. Я бы не сказал, что это требует какого-то ответа, потому что никаких ограничений опять же не введено. Другой вопрос, что для российских элит и истеблишмента это, конечно, неприятный момент.
И если американские персональные санкции были нацелены на то, чтобы как-то негативно воздействовать на окружение российского президента, чтобы оно, возможно, отдалилось от главы государства, то здесь, упоминая практически весь истеблишмент, они скорее наоборот его объединяют. Можно предположить, что США, а не российский президент, начинают восприниматься как источник проблем.
В целом, внешнеполитический эффект для американской администрации может оказаться обратным. Не исключаю, что этот доклад окажет консолидирующее воздействие на российскую элиту.
А что касается «невведения» новых санкций, это не связанно с позицией Евросоюза, который традиционно выступает против ужесточения санкционного режима. США не сильно ориентируются на своих европейских партнеров. Американцы исходят из того, что Европа должна их в любом случае поддержать.
Отсутствие нового пакета санкций связано с тем, что администрация Трампа не столь радикально настроена к России как Конгресс. Кроме того, если бы «Кремлевский доклад» означал санкции в прямом смысле, то это была бы абсолютная эскалация двусторонних отношений».