Молдавский кляп: эксперт рассказал, когда Кишинев возобновит вещание российских СМИ
Санкции были введены из-за выборов и уголовного преследования Плахотнюка
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
В Молдавии вступил в силу закон о запрете «российской пропаганды». Так республиканские власти охарактеризовали новостные и информационно-аналитические передачи, транслируемые из Москвы. Как заявил глава Координационный совет по телевидению и радио (КСТР) Драгош Викол, большинство молдавских СМИ выполнили предписание закона, однако, были и нарушители.
По данным надзорного органа, 9 телеканалов и 2 радиостанции 12 февраля пустили в эфир российскую «санкционку». В частности, среди «контрабандистов» оказалось телевидение Гагаузской автономии TV-Gagauzia. Ранее глава региона Ирина Влах публично заявила, что не подчиниться решению Кишинева. По закону, нарушителей сначала будут штрафовать на 40 тысяч леев (около 2400 долларов), а если денежные потери не повлияют, то отберут лицензию. С другой стороны, телеканалы «РТР-Молдова», «НТВ-Молдова» и «РЕН-ТВ Молдова» не стали показывать передачи своих материнских структур.
Напомним, чтобы закон о запрете «российской пропаганде» вышел в свет, Конституционному суду Молдавии пришлось временно отстранить от полномочий президента республики Игоря Додона. Вместо него документ подписывал глава парламента Андриан Канду.
Кроме того, как показал социологический опрос, проведенный Ассоциацией социологов и демографов страны, лишь 16,3% опрошенных молдаван поддерживают запретительные меры. Против антироссийской санкции выступили 64,2% жителей республики.
Несмотря на это, государственные СМИ Молдавии продолжают убеждать сограждан в том, что решение Кишинева правильное и полезное. В частности, запрет российских передач объясняется «оенной поддержкой, которую Москва оказывает Приднестровью, стимуляцией советской ностальгии, мешающей интеграции национальных меньшинств в молдавское общество, а так же дискредитацией фундаментальных европейских ценностей.»
Между тем, молдавские Центр независимой журналистики и Ассоциация независимой прессы в мае 2017 года подготовили доклад, в котором пришли к выводу, что российские СМИ действительно занимаются пропагандой. В том числе, они рассказывают только о тех фактах, которые подтверждают их видение событий, с той же целью позволяют себе интерпретировать или выборочно цитировать источник информации, выдают мнение журналиста за истину в конечной инстанции и так далее.
Однако, даже с учетом всех этих неутешительных выводов, обе организации выступили против запрета трансляции в Молдавии российских новостных и информационно-аналитических передач. Как объяснил директор Ассоциации независимой прессы Петр Маковей, подобных мер нет нигде в Евросоюзе, в том числе, в странах Балтийского региона. Вместо этого европейцы прибегают в судебным запретам, когда выясняются, что та или иная передача пересекла черту.
О проблем свободы слова в Молдавии «МК» рассказал глава Ассоциации независимой прессы республики Павел Маковей:
По нашим данным, большинство российских СМИ действительно является пропагандистскими трибунами, которые распространяют ложь о Евросоюзе и Молдове. В то же время у нас очень сильна внутренняя пропаганда. Крупнейшими собственниками молдавских СМИ являются глава правящей Демократической партии Владимир Плахотнюк и президент Игорь Додон, которые всеми силами выживают из страны любых журналистов, желающих объективно информировать людей о событиях в стране и в мире. В частности, компании Плахотнюка и Додона вступили в картельный сговор, чтобы совместно руководить рекламным рынком страны. Несколько СМИ подали в суд, с целью доказать это преступление, но вряд ли из этого что-то выйдет.
В 2018 году в Молдавии будут парламентские выборы и этим законом правящая партия пытается гарантировать себе победу или хотя бы выгодный расклад сил. Поэтому сейчас российскую пропаганду заменят молдавской. Мониторинг за соблюдением закона будет жестким, так как Координационный совет тоже находится под контролем правящей партии, хотя по закону он должен быть независим.
— Есть, чем заменить российские передачи?
— До того, как запретить вещание российских передач, в кодекс телерадиовещания были внесены изменения, которые обязывали СМИ с 6 утра до 24:00 не меньше 8 часов давать передачи на румынском языке. Это был своего рода подготовительный шаг. На нынешнем этапе телерадиокомпании вряд ли будут изобретать новые передачи, чтобы заткнуть дыры, так как это слишком дорого. Скорее всего, они просто будут давать повторы ранее вышедших передач. Благо в законе не прописано, сколько раз можно крутить один и тот же эфир.
— Можно добиться отмены запрета на вещание российских передач?
— До выборов этого точно не произойдет, а после — вполне возможно. В конце концов, этот закон был продиктован не острой общественно-политической необходимостью. Несмотря на то, что проблема в засильем пропаганды в наших СМИ существует, она не настолько важна, чтобы все бросить и заниматься только ею. Просто у Плахотнюка есть личные проблемы в России (30 ноября 2017 года Басманный суд заочно арестовал его по обвинению в приготовлении убийства российского банкира Германа Горбунцова, — примечание «МК»), и таким образом он хочет надавить на своих партнеров в Москве, параллельно продемонстрировав Западу борьбу с тлетворным влиянием Кремля.