Эксперт оценил задачи для России на Мюнхенской конференции по безопасности
«Позиция Запада по сотрудничеству с Россией сейчас не конструктивна»
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
В пятницу, 16 февраля, начала работу ежегодная Мюнхенская конференция по безопасности. Россию на ней представляет делегация во главе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Свое участие подтвердили министр обороны Джеймс Мэттис, премьер-министр Великобритании Тереза Мэй и глава Израиля Беньямин Нетаньху. Ожидается также выступление украинского президента Петра Порошенко. Планируется обсуждение ключевых глобальных проблем безопасности: конфликта в Сирии и напряженности на корейском полуострове. Кроме того, по сообщениям СМИ, будет представлен доклад о введении миротворческого контингента на Донбасс.
– Естественно, в Мюнхене будут подниматься вопросы Сирии, Ближнего Востока и так далее, – комментирует «МК» заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. – Но что касается российско-западных отношений, в докладе Ишенгера (председатель Мюнхенской конференции по вопросам безопасности – «МК») уже обозначена красной линией мысль о том, что в сегодняшней ситуации положение усугубляется возрастанием военных рисков и угроз, связанных с военной активностью сторон в Европе. Сейчас речь идет о важном периоде: прежде всего, это, естественно, предстоящие выборы в России (и западные партнеры будут очень внимательно смотреть на то, каковы могут быть подвижки в российской политике после выборов), а также обострение ситуации на Украине, где с наступлением весны нельзя исключать военной эскалации. В этой связи уже активизируется нормандский формат. Нужно каким-то образом блокировать возможности развития ситуации в негативном ключе.
Ну и, естественно, речь пойдет об осложнении ситуации в Сирии, о новой расстановке сил, и будет обсуждаться турецкий фактор. Также будут затронуты американо-европейские отношения, то есть «фактор Трампа», который влияет на них, но вряд ли это будет в острой форме, поскольку основные точки соприкосновения уже сформулированы, и обе стороны не хотят раскачивать найденный баланс.
Что касается России, то, конечно, для нас очень важно найти возможности направить отношения с Западом в прагматичное русло, основанное на приверженности объективно существующим общим интересам, в том числе в сфере противодействия вызовам и угрозам.
Между Россией и НАТО недостаточно простого политического обсуждения. Необходимо обеспечить консультации практических экспертов, в том числе по военной линии. Но Североатлантический альянс пока не проявляет готовности, поскольку двустороннее практическое сотрудничество заморожено с 1 апреля 2014 года. Москва заинтересована в том, чтобы были найдены развязки. Позиция же Запада по сотрудничеству с Россией сейчас не конструктивна, бьет не только по интересам РФ, но и по интересам западных стран и европейской безопасности в целом».
По сообщениям СМИ, на конференции представит отчет экс-генсек НАТО Расмуссен о размещении миротворческого контингента на Донбассе. «Это предложение звучало и с российской стороны, – комментирует эксперт Дмитрий Данилов. – Но все следует рассматривать в деталях. Противоречие в том, где должны быть размещены эти силы. Во-первых, Киев и Запад настаивают на том, что контингенты должны быть размещены в том числе на росийско-украинской границе. Россия считает это невозможным без начала политического процесса. Во-вторых, Украина, которая считает себя фактически в состоянии войны с Россией, категорически против того, чтобы в состав миротворческих сил входили российские военнослужащие. Ясно, что Россия на это не пойдет».
Данная конференция будет 54-й по счету, история форума насчитывает много знаковых исторических событий. Так, в 2007 году Владимир Путин на конференции жестко раскритиковал принцип однополярности в ходе так называемой «мюнхенской речи», которую называли самым агрессивным выступлением российского лидера во времен Холодной войны.