Детали «кремлевского доклада» США: что ждет фигурантов списка
Говорить о санкциях рано, но репутационного ущерба не избежать
(function(w,doc) {
if (!w.__utlWdgt ) {
w.__utlWdgt = true;
var d = doc, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;
s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;
s.src = (‘https:’ == w.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js’;
var h=d[g](‘body’)[0];
h.appendChild(s);
}})(window,document);
Министерство финансов США спустя считанные минуты после установленного дедлайна опубликовало так называемый «Кремлевский доклад» — список связанных с Кремлем российских государственных деятелей и «олигархов». Хотя перечень был анонсирован в рамках закона о санкциях, американский Минфин особенно подчеркнул, что это не означает немедленного введения ограничительных мер. Но Госдеп уверен: попадание в этот список может нанести его фигурантам такой репутационный ущерб, что наложение санкций и не потребуется. Однако не все американские конгрессмены с этим согласны. Как республиканцы, так и демократы требуют использовать доклад «по назначению» и немедленно ввести ограничения.
Официальное название доклада звучит довольно мудрено: «Доклад Конгрессу в соответствии с секцией 241 закона «О противодействии противникам США посредством санкций» 2017 года, рассматривающий высокопоставленных официальных лиц и олигархов Российской Федерации и российских компаний с государственным участием». Он разделен на две части: секретную и рассекреченную. В открытый список вошли 210 человек — 114 государственных деятелей и 96 «олигархов». Фигуранты перечня разделены на несколько категорий: высокопоставленные члены Администрации президента РФ, Кабинета министров и других ключевых государственных учреждений, лидеры Госдумы и Совета Федерации, главы крупных государственных компаний и «олигархи».
В докладе указано, что он составлялся на основе открытых источников. Критерием отбора для официальных лиц стала близость к высшим эшелонам российской власти, а для бизнесменов — величина дохода не менее $1 млрд. В качестве «полугосударственных» рассматривались компании, в которых доля государства составляет не менее 25%, а годовой доход — более $2 млрд.
В числе фигурантов списка оказалась премьер-министр Дмитрий Медведев, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, министр иностранных дел Сергей Лавров, спикер Госдумы Вячеслав Володин, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, глава Сбербанка Герман Греф и др. А в качестве «олигархов», в частности, были упомянуты Роман Абрамович, Алишер Усманов и Михаил Прохоров.
О фигурантах секретной части доклада не известно ничего, кроме того, что это могут быть люди ниже по рангу или с доходом меньше $1 млрд. Си-эн-эн сообщает, что в этой части документа также рассматривается возможность наложения санкций на российский суверенный долг.
Американский Минфин уверяет, что попадание в список само по себе «не подразумевает, не обуславливает и не создает дополнительные ограничения или запреты на ведение дел с этими личностями или компаниями». Иными словам, анонсированный доклад не налагает санкции, а только открывает дорогу для их теоретического введения в будущем.
Администрация Трампа ранее в понедельник уже поделилась, что не считает нужным вводить новые ограничительные меры в ближайшее время. Государственный департамент полагает, что угроза санкций сама по себе сдерживает «агрессивное поведение России». «Сегодня мы проинформировали Конгресс о том, что этот закон и его применение отрицательно скажется на российских оборонных сделках, — заявила официальный представитель Госдепа Хизер Нойерт. — После принятия закона мы ожидаем, что иностранные государства откажутся от планов покупки российского вооружения».
У США нет недостатка в обвинениях в адрес России. Но причиной для составления «кремлевского доклада» послужило, главным образом, предполагаемое вмешательство Москвы в американские президентские выборы. Еще 2 августа прошлого года Конгресс принял закон, который закреплял старые антироссийские санкции и открывал дорогу для введения новых. В нем было указано, что ограничения затронут людей и компании, которые подрывают кибербезопасность США, инвестируют в российские энергетический и оборонный сектора, оказывают помощь правительству Сирии, нарушают права человека или замешаны в коррупции.
В законе при этом не было сказано, кто именно подвергнется ограничительным мерам. Документ устанавливал несколько дедлайнов: до 2 октября президентская администрация должна была определиться со списком российских компаний, которые «достойны» введения санкций. До 29 января нужно было представить перечень близких к Кремлю официальных лиц и бизнесменов. Оба дедлайна были просрочены: первый почти на месяц, второй буквально на несколько минут.
В то время как Госдеп демонстрирует явное нежелание раздувать скандал с антироссийскими санкциями, конгрессмены настроены отнюдь не так миролюбиво. Полномочиями вводить ограничительные меры наделен не только президент, но и Конгресс. И теперь, когда у него есть «кремлевский доклад», он может рассмотреть этот вопрос, хотя о сроках пока не сообщается.