Home / Общество / «Парня не узнать». Как поселок для приемных семей меняет взрослых и детей

«Парня не узнать». Как поселок для приемных семей меняет взрослых и детей

МОСКВА, 1 июн — РИА Новости, Александр Чернышев. Ролевые игры, оплата труда в местной валюте, еженедельные цели — в поселке приемных семей «Китеж» свои методы воспитания. Все взрослые здесь одновременно и родители, и учителя, и психологи. Они уверены: даже с трудными подростками можно договориться, главное — правильный подход. О необычном образовательном проекте — в материале РИА Новости к Международному дню защиты детей.

«Захотел остаться»

Александр Еремин родился в Казахстане. Когда ему было три года, мама уехала с ним в Россию. Однажды на улице ее остановили для проверки документов. Выяснилось, что она находится в стране нелегально. Ее задержали, а Сашу поместили в приют.

«Я жил в детдоме уже восьмой год. Как-то взрослые из «Китежа» заглянули к нам. Пообщались со мной и пригласили погостить. Я согласился. Я ненавидел детские лагеря, в которые мы ездили каждое лето, а тут смена была на целых семь дней короче. Все две недели мы играли в ролевую игру с эльфами и волшебниками — было здорово. Когда пришло время возвращаться обратно, Мария, девушка у которой я жил, предложила остаться еще на какое-то время. Из детдома меня трижды хотели забрать в семью, но я отказывался — помнил маму и боялся незнакомых взрослых. А здесь мне понравилось — так и поселился в «Китеже», — рассказывает Александр корреспонденту РИА Новости.

© РИА Новости / Сергей Мамонтов Выпускник «Китежа» Александр Еремин
Выпускник «Китежа» Александр Еремин

Сейчас ему 22 года, он оканчивает один из лучших юридических вузов России, куда по результатам ЕГЭ поступил на бюджет. Недавно прошел стажировку в Следственном комитете, планирует потом устроиться туда на работу. Живет в Москве, «Китеж» помогает снимать квартиру. К приемным родителям заглядывает минимум раз в месяц. С поселком у него связано много воспоминаний.

«Поначалу не все было гладко: я требовал внимания, постоянно обижался, а когда приемные родители сообщили, что собираются усыновить еще двух детей, закатил скандал. Но все взрослые здесь — хорошие психологи и педагоги. Они объяснили, что мир не крутится вокруг меня одного, я тоже должен стараться. Постепенно я стал проявлять инициативу, даже вошел в малый совет: мы представляли наши интересы взрослым, проводили праздники и мастер-классы. Это учит самостоятельности и придает уверенности в собственных силах», — говорит Александр.

В «Китеже» разработали свою образовательную систему: из двадцати взрослых восемнадцать — приемные родители, а четырнадцать — учителя в местной школе. Из них же дети выбирают наставника — того, с кем всегда могут поделиться радостью и печалью.

© РИА Новости / Сергей Мамонтов Спектакль «Робин Гуд» с маленькими китежанами в главных ролях
Спектакль «Робин Гуд» с маленькими китежанами в главных ролях

«Все, включая повара и водителя, транслируют одни и те же ценности и идеи, поэтому ребенок быстро их усваивает. Часто используются игровые форматы: мы все время устраиваем ролевые игры, даем детям возможность почувствовать себя самостоятельными, а потом переносим этот опыт на реальную жизнь. Непрерывно идет экономическая игра: за ручной труд или интересный проект маленькие китежане получают кияни — местную валюту. На нее можно купить чипсы и газировку в нашем магазине. Помню, как-то раз за лето особенно усердный ребенок даже заработал на велосипед», — рассказывает глава некоммерческого партнерства поддержки приемных семей «Китеж» Александр Вараксин.

Индивидуальный подход

Обучение в школе тоже особенное. «Мы практикуем собственные методы работы. Наше главное отличие — индивидуализация обучения, которую мы можем себе позволить из-за небольшого числа детей. Задания должны быть посильными: на первых порах учителя снижают планку, чтобы у ребенка было время найти свое место в семье и коллективе. Кроме того, мы стараемся приблизить школу к жизни. К примеру, спрашиваем учеников, почему, по их мнению, исторический персонаж поступил именно так, как бы они повели себя в той ситуации», — объясняет директор школы «Китежа» Максим Аникеев.

 

© РИА Новости / Сергей Мамонтов Образовательный центр поселка «Китеж»
Образовательный центр поселка «Китеж»

Учебные помещения средней школы (с пятого по девятый класс) находятся там же, где живут семьи, — в просторных двухэтажных домах. Младшие занимаются в отдельном здании, старшеклассники — в образовательном центре, появившемся в поселке недавно. «Сейчас это наш главный проект. Центр рассчитан на учебу и досуг восьмидесяти детей, хотя сегодня в «Китеже» их всего тридцать шесть. Но мы планируем расти», — поясняет Вараксин.

В центре есть современная мастерская с оборудованием для переноса изображений на керамику и футболки, 3D-принтером и лазерным фрезером, станком для изготовления значков и другими инструментами.

«Мы производим сувениры для себя, но иногда бывают заказы. К примеру, недавно сделали сто именных кружек для коммерческого банка. Важно, чтобы дети видели, как можно реализовать даже самые смелые идеи — от эскиза на бумаге до готового изделия. К тому же мастерская — хорошее подспорье в самореализации для тех, кому тяжело дается учеба. Мой приемный сын Даня в этом году остается на повторное обучение в шестом классе, но он очень творческий парень и с удовольствием сделал больше ста значков для ролевой игры», — описывает концепцию завуч школы Роман Симуков.

© РИА Новости / Сергей Мамонтов Занятия в мастерской
Занятия в мастерской

Кроме того, час в день уделяется труду для нужд поселка: зимой — заготовка дров или уборка снега, летом — покос травы. «Иногда ходим помогать на ферму. У нас есть коровы, бараны и козы. Мы производим собственные молочные продукты. К тому же на грядках растут овощи и фрукты. Едим все это тоже вместе — в общей столовой, чтобы не терять время на готовку», —  комментирует Вараксин.

Двери открыты

Не все дети в поселке сироты, большинство семей — смешанные. «У многих приемных родителей есть родные дочери и сыновья. К тому же к нам все чаще обращаются родители трудных подростков, не желающих учиться или страдающих игровой зависимостью, — они также живут в семьях и ходят в школу, а на каникулы уезжают к маме с папой. Программа называется «Возвращение домой», ее у нас сейчас проходят десять из тридцати шести детей в поселке», — рассказывает Вараксин.

В «Китеже» поначалу волновались, уживутся ли подростки с абсолютно разным социальным опытом, но выяснилось, что такая среда благоприятна для воспитания. «Приемные дети учат семейных ставить цель и добиваться ее, быть сильными, а семейные объясняют, что мир большой и не стоит зацикливаться на себе. Раньше, приезжая сюда волонтером, я мог отличить сироту, сейчас вы нипочем не догадаетесь, кто есть кто», — утверждает старший по поселку.

© РИА Новости / Сергей Мамонтов Ворота поселка «Китеж»
Ворота поселка «Китеж»

Один из участников программы «Возвращение домой» — шестнадцатилетний Валентин Круликовский. До «Китежа» он был необщительным, большую часть времени проводил за компьютером или книгами. Но однажды попал в поселок на ролевую игру: двери открыты для всех желающих, родители оплатили только питание и проживание.

«После этого мне захотелось остаться здесь учиться. Семья, в которой я тогда временно жил, согласилась. Они объяснили мне, что нужно доверять окружающим. Сначала общался только с членами этой семьи. Даня, их приемный ребенок, стал моим лучшим другом. Потом подружился с поварихой, а сейчас на короткой ноге со всеми в поселке. К тому же у меня появилось много товарищей в Одинцово, где живут мои родные мама и папа. Наверное, я наверстываю те годы, когда был чересчур скромным. Теперь даже решил учиться по специальности «реклама и связи с общественностью», — признается РИА Новости Валентин.

© РИА Новости / Сергей Мамонтов Семья Назаровых
Семья Назаровых

Наталья и Иван Назаровы, у которых живет парень, и сами, впервые попав в поселок на педагогическую практику, думали, что это ненадолго.

«Нам понравилось работать с приемными детьми, мы стали заглядывать в гости все чаще. Окончив институт, приехали пожить  в качестве волонтеров: я занималась с начальными классами, Ваня преподавал историю ребятам постарше. Со временем задумались о том, чтобы усыновить ребенка. Раньше я и представить такого не могла, но в «Китеже» осознаешь, что тебя не бросят с проблемами один на один. Сейчас у нас уже двое приемных детей», — вспоминает Наталья Назарова.

Она не скрывает, что у такого образа жизни есть свои недостатки: изоляция от внешнего мира и ограниченный круг общения. «Китеж» находится на краю Калужской области, до ближайшего крупного населенного пункта — одиннадцать километров.

«Однако мы стараемся компенсировать это экскурсиями и поездками в город, чтобы детей не сильно шокировало, к примеру, московское метро, когда они выйдут отсюда во взрослую жизнь. К нам тоже приезжает много гостей: за год около двухсот взрослых и детей. Кто-то рассказывает ребятам о своей профессии, другие проводят мастер-классы», — отмечает Наталья.

 

 

© РИА Новости / Сергей Мамонтов Обед в общей столовой
Обед в общей столовой

Последовать примеру Назаровых может любая семья, желающая взять на воспитание приемных детей. Правда, придется отказаться от всех вредных привычек, предупреждает Александр Вараксин.

Такой же уклад и в поселке «Орион» в восьмидесяти километрах от Москвы. Он создан воспитанниками, выросшими в «Китеже», — по его образцу. «Мы часто ездим друг к другу в гости. Приятно видеть, что дети продолжают наше дело», — подытожил Вараксин.

Советуем посмотреть

СПЧ предложил расширить проект о частичной декриминализации статьи 282 УК

МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Совет по правам человека при президенте России предлагает уточнить и расширить законопроект о частичной …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.