Воскресенье , 15 Декабрь 2019
Home / Общество / Марш Мендельсона по-чеченски

Марш Мендельсона по-чеченски

Нашумевшая история со сватовством немолодого начальника чеченского РОВД к молодой девушке не закончилась свадьбой. Воспользовавшись шумихой, в республике решили привлечь внимание к проблеме и поставили вопрос ребром: руководитель администрации главы республики Магомед Даудов предложил узаконить многоженство.

Марш Мендельсона по законам империи

Дискуссия, которая возникла после размещения поста Марш Мендельсона по-чеченски, оказалась неожиданно для меня острой. В ней, на мой взгляд, проявились противоречия, которые, к удивлению, уживаются в одних и тех же головах. Например, жалость к Луизе Гойлабиевой, требование ее защитить у многих легко сочетается с желанием отделить Чечню, и «пусть делают, что хотят». То, что в этом случае девушку защитить уж точно будет невозможно, их не смущает. А те, кто высказал мечту «обнести республику высоким забором», скорее всего, не догадываются, что тем самым проявляют свое глубоко укоренившееся имперское самосознание.

Чтобы расставить точки над «i», я попросил прокомментировать ситуацию доктора юридических наук, заведующего кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ, профессора Леонида Головко.

— Вы следили за событиями?

— Ровно до того момента, когда узнал, что у Нажуда Гучигова не будет второго штампа в паспорте. Остальное меня как юриста мало интересует. В европейской традиции есть социальный институт любовниц, их, как правило, скрывают от общества. В мусульманских странах любовниц называют женами и живут с ними открыто.

— Но Чечня — не страна, а республика в составе Российской Федерации…

— Именно. Поэтому меня и интересовало, будет ли создан прецедент и поставят ли второй штамп в паспорт полицейского начальника. Не поставили. Значит, общественный договор соблюден и устои не разрушены.

— Многих взволновало, что девушке всего 17 лет, по мнению общественности, ей слишком рано выходить замуж.

— Согласно положению Семейного кодекса, с 18 лет жениться или выходить замуж можно даже без согласия родителей. На взгляд большинства обывателей, в таком возрасте молодые люди тоже вряд ли могут принимать обдуманные решения, однако государство им это разрешает.

По закону выходить замуж можно и с 16 лет, если местные власти согласятся с аргументами жениха и невесты. Таких случаев довольно много, не только на Северном Кавказе. И не только в связи с беременностью, могут быть и иные причины. Например, молодые парни перед службой в армии иногда хотят связать свою девушку узами брака. Неужели вы думаете, что местные власти где-нибудь в Новосибирске или Тамбове так уж возражают против создания новой ячейки общества? Все как раз наоборот — возражают родители.

В Чечне родители были не против, местные власти тоже.

— Общество считает, что между Нажудом Гучиговым и Луизой Гойлабиевой слишком велика разница в возрасте.

— Поймите, я не занимаюсь вопросами нравственности — я юрист. По мне так женитьба 57-летнего Стивена Фрая на его молоденьком сексуальном партнере (судя по фотографиям, ему все же не 27 лет, как официально объявлено, а гораздо меньше) куда аморальнее. Но тоже соответствует местным законам, поэтому у меня нет вопросов к этому браку.

— В дореволюционной России брачный возраст в местах компактного проживания мусульман устанавливался по законам шариата. Руководитель администрации главы республики явно намекает, что неплохо бы вернуться к прежнему порядку.

— Да, в разных регионах Российской империи действовали разные нормы — в Чечне шариат, в Центре свои законы, в Царстве Польском — наполеоновское право. Но нельзя забывать и о том, что у подданных были и разные права, действовал ценз оседлости.

Ценз оседлости был вынужденной мерой — если в местах компактного проживания мусульман можно было иметь несколько жен, то, живи они в центре России, это вызвало бы раздражение и в конце концов привело бы к напряжению в обществе. То же самое относится к Царству Польскому. Если в Варшаве действовали одни законы, а в Санкт-Петербурге другие, то каким из них должен подчиняться поляк, приехавший в столицу?

Те же принципы действовали в Британской империи, Французской и, если вспоминать более раннее время, Римской. Главный принцип: избирательные права имеют только жители метрополии.

Напомню, с чего начинался, допустим, алжирский кризис во Франции, окончившийся распадом империи. С того, что во время Второй мировой войны Де Голль призвал алжирцев проливать кровь за Францию, сформировав из них армию на неоккупированных территориях французской империи и пообещав после войны обеспечить тем же статусом, что и остальных французов. Но затем свое обещание не выполнил (его и невозможно было выполнить в условиях империи). Получилось, что умирать за Францию можно, а обладать теми же правами — нет. Разве такой обман мог понравиться алжирцам? С него все и началось. Причем, закончиться не может до сих пор.

Советский подход можно критиковать или осуждать, можно восхищаться британцами и французами. Но наше общее отношение к Великой Отечественной войне 70 лет спустя — прямое доказательство того, что отношение к киргизам, казахам, чеченцам или грузинам, проливавшим кровь под Москвой или в Сталинграде, было много более справедливым, нежели отношение французов к алжирцам. Собственно, это было отношение к абсолютно равным, что было возможно только в условиях неимперского подхода.

Сегодня Россия тоже не является империей, потому что все наши граждане имеют равные права. И, кстати, обязанности — участие чеченцев в грузинских событиях 2008 года чем-то напоминают участие алжирцев во Второй мировой войне: батальон «Восток» защищал интересы страны. Разумеется, они вправе ожидать к себе отношения, как к равным.

Обращаю внимание: как к равным, без привилегий. Поэтому я не считаю предложение Магомеда Даудова конструктивным — на мой взгляд, он не учитывает, что если у чеченцев прав станет больше, то Москве придется быть последовательной и вводить ценз оседлости.

Нет, я не против «имперского» подхода, но, на мой взгляд, современное общество готово к этому не больше, чем к введению монархии. Между прочим, вряд ли готовы к этому и в самой Чечне.

— Христианская традиция не предполагает многоженства, спецзакон для Чечни или Дагестана вряд ли распространится на остальную территорию.

— Дело не в традициях, а в целом ряде проблем, которые тут же появятся. Легализация многоженства в отдельных регионах РФ неизбежно поставит крест на нынешних российских конституционных положениях, в частности, на принципе равенства граждан перед законом и судом. Почему московская «любовница» и грозненская жена, родившие своему любимому мужчине детей, должны иметь разный правовой статус? Почему разный статус должны иметь сами дети? Как мы будем определять какие-нибудь социальные льготы: давать одной, потому что она жена, и не давать другой, потому что — не жена? Это неизбежно приведет к серьезному социальному разлому, чувству раздражения одних по отношению к другим, что губительно для любого государства.

Есть и другие вопросы. Как мы будем определять, кто имеет право на несколько жен, а кто не имеет — по месту рождения? А разве русский теперь не может родиться в Грозном, а чеченец — в Москве? Нонсенс. По вероисповеданию? А разве человек с фамилией Иванов не может принять ислам, а человек с фамилией Ибрагимов стать христианином? Будем следить, кто из них посещает мечеть, а кто не посещает?

В результате возникнет огромное количество даже сугубо технических проблем, которые будут подтачивать наше общее государство, причем подтачивать как психологически (взаимное непонимание), так и юридически.

— Однако не секрет, что фактически многоженство в республиках Северного Кавказа существует. Разве отрицая это, мы не лукавим сами перед собой?

— Ничего страшного, любое общество существует на взаимном «лукавстве». Всей Франции было известно, что у Франсуа Миттерана есть вторая семья, однако в период его президентства у прессы существовало негласное правило: не муссировать эту тему. Какое кому дело до личной жизни главы государства, если его функция — забота о гражданах? Человек с тремя семьями и пятью любовницами может делать это лучше, чем морально нравственный деятель.

Вот и государству не следует лезть в чужие постели — в русские квартиры, чеченские дома, чукотские яранги. Его задача следить за соблюдением прав — в данном случае, граждан и их детей. Для этого нужно чисто формально следовать общим для всех правилам.

— И что, в таком случае, нужно делать чеченцам, как сочетать свои традиции с общероссийским правом?

— Так же, как и раньше: мужчины не должны ставить второй штамп в паспорт. Разумеется, как и при СССР, все будут знать, что у них две-три-четыре жены, но эта наша осведомленность не внесет раскол в общество. Мы ведь миримся с тем, что многие наши сограждане имеют любовниц, государство их за это не преследует. Не стоит путать мораль и закон.

Тем более что ислам вообще не придает значения ЗАГСу, о чем объявлялось довольно широко. Мне кажется, не нужно чеченцам настаивать на обязательной для государства, но не обязательной для жителей республики процедуре бракосочетания. Всем от этого будет только спокойнее.

Советуем посмотреть

СПЧ предложил расширить проект о частичной декриминализации статьи 282 УК

МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Совет по правам человека при президенте России предлагает уточнить и расширить законопроект о частичной …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.