МОСКВА, 16 авг — РИА Новости. Победители объявленного Россотрудничеством Международного конкурса «Магистры русского языка», лучшие преподаватели русского языка как иностранного из 34 университетов, пройдут практику в 35 российских центрах науки и культуры (РЦНК) за рубежом.
«Мы надеемся, что не менее ста победителей конкурса после прохождения обучения в Государственном институте русского языка имени А.С. Пушкина поедут работать в наши российские центры науки и культуры за рубежом», – сообщила руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) Элеонора Митрофанова.
Она уточнила, что из более 400 заявок от претендентов на участие в конкурсе отобрано 153. «Интерес очень большой, университеты нас поддерживают. Для ребят это в том числе еще и образовательный туризм. Лучшие из них по результатам обучения поедут по первым десяти странам в ближайшее время», – сказала она.
По ее словам, на втором этапе конкурса число стран, где будет организована практика магистрантов, утроится. «Если первый этап пройдет хорошо, запустим следующий, и будем приглашать магистров уже в тридцать пять еще более интересных стран», – отметил чиновница.
Двухмесячная стажировка магистрантов из 34 университетов, окончивших первый курс направлений «Филология», «Педагогическое образование», которые хотят связать свою жизнь с продвижением русского языка, будет проходить в чужой языковой среде. Это, по мнению главы Россотрудничества, будет сопряжено с «серьезной нагрузкой» для них.
Обычно российские университеты предлагают магистрантам пройти такого рода стажировку в своих собственных аудиториях, обучая иностранных студентов. Конкурс «Магистры русского языка» предполагает принципиально иной подход к обучению будущих специалистов.
«Это новое слово в продвижении русского языка, новая технология популяризации нашей культуры. Каждый «посол русского языка» за пределами нашей страны привлекает особое внимание, на него ориентируется местная молодежь и впоследствии с очень большой вероятностью выбирает для продолжения образования российский университет», – добавила глава Россотрудничества.
Условия конкурса предполагают скрупулезную оценку компетентности кандидатов на прохождение практики в качестве преподавателя-стажера в зарубежных центрах Россотрудничества.
Предоставить студентам возможность поработать в других странах стремятся многие вузы. К примеру, магистранты Института русского языка имени Пушкина проходят подобную практику на базе зарубежных университетов.
Вместе с тем во многих случаях программа подготовки таких специалистов еще не обкатана, не во всех вузах налажены международные связи. «Очень хорошо, что здесь интересы Россотрудничества и общие задачи подготовки кадров для преподавания русского языка как иностранного пересеклись», – полагает ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Маргарита Русецкая.
По ее словам, это первая системная программа государственного уровня в области поддержки преподавания русского языка как иностранного.
Проект позволяет участникам совместить знакомство с новыми странами с преподаванием и собственным образованием. Ректор напомнила, что корни такого «образовательного туризма» идут от княгини Екатерины Дашковой, возглавлявшей две научные академии, которая почти триста лет назад говорила об «умном путешествии», «путешествии с умом».
«Только в путешествии максимально эффективно формируются новые знания», – сказала она, добавив, что в ходе пребывания за рубежом магистранты «будут работать и с вузовским сообществом, и со школами».
Международный конкурс «Магистры русского языка» стартовал в мае 2018 года. По его итогам отобраны лучшие кандидаты из числа магистрантов российских вузов, обучающихся по программам в области преподавания русского языка как иностранного.
В пилотном режиме проект будет реализован в Аргентине, Армении, Азербайджане, Болгарии, Вьетнаме, Индии, Кубе, Монголии, Непале, Финляндии. Уже сейчас поступило более 100 заявок от граждан России, Белоруссии, Вьетнама, Греции Грузии, Египта, Ирана, Киргизии, Китая, Туниса, Украины, Франции и других стран, обучающихся в российских вузах по направлениям «Филология», «Педагогическое образование».
В жюри конкурса входят авторитетные специалисты в области методики преподавания русского языка как иностранного. На втором этапе конкурсантам предстоит доказать высокий уровень овладения русским языком, методикой и спецификой его преподавания как иностранного в ходе онлайн тестирования.
Задания студенты получат через систему личных кабинетов. Кроме того, каждый кандидат пришлет видеофрагмент своего авторского занятия по обучению иностранных граждан русскому языку. А жюри оценит соответствие теоретических знаний конкурсанта практическим.
Лучшие из лучших конкурсантов, отвечающие жестким условиям состязания, получат право включиться в работу зарубежных центров Россотрудничества в качестве помощников или ассистентов преподавателей, став их «дополнительными руками».
В оргкомитете Международного конкурса «Магистры русского языка» уточнили, что «по просьбе потенциальных участников и в связи с особым статусом темы значимости русского языка сроки проведения конкурса продлены на неделю».