Шестнадцатого марта 48-летняя Хуан Шуньфан отправилась в больницу в родном городе Фанху. Доктор осмотрел ее, поставил диагноз «гастрит», выписал ей лекарства и отпустил домой. Во второй половине дня Хуан Шуньфан скончалась. Родственники отправились в больницу за разъяснениями и услышали в ответ: «Так случается, что люди умирают».
Разгневанные, они обратились в полицию и в департамент здравоохранения с требованием компенсации от больницы, которая согласилась выплатить им 800 долларов. Родственников сумма не устроила, и они устроили акцию протеста – притащили гроб с телом усопшей прямо к дверям больницы. Кончилось все это тем, что отряд полицейских с боем отвоевал тело Хуан Шуньфан и арестовал родственников.
Фотографии все плохого качества, потому что официальная пресса такое не снимает, конечно.
Использование мертвого тела в качестве инструмента социального протеста – давняя традиция в Китае.
Когда людям кажется, что государство не в состоянии обеспечить справедливость, они в отчаянии выставляют мертвое тело напоказ. В современном Китае при помощи тел требуют компенсации за неправильное лечение, смерть на рабочем месте или в результате неправомерных (с точки зрения родственников погибшего человека) действий властей.
Буквально за неделю до описанных выше событий 37-летний житель города Цзянкоу Чжан Гуймао скончался, когда на него упал курятник во время сноса его же дома. Чжан и другие жители протестовали против сноса. В тот же день его родственники и толпа из более чем 100 жителей города принесли тело Чжана к зданию правительства. В полночь власти выключили городское освещение и зачистили площадь у правительства при помощи «космонавтов». Арестовано было 6 человек.
Самые известные массовые события такого рода произошли в 2009 году в провинции Хубэй. Скончался 24-летний Ту Юаньгао, работавший поваром в гостинице. Полиция быстро установила, что молодой человек покончил с собой. Однако родственники решили, что он был убит, а полиция пытается отделаться от расследования.
Тело Ту притащили прямо в лобби гостиницы. В течение следующих трёх дней десятки тысяч протестующих дрались с полицией за тело Ту. Пострадало более 300 человек, были разбиты машины полиции, а гостиницу в результате сожгли.
Использование мертвого тела позволяет привлечь внимание и добиться сочувствия публики, а значит, надавить на власти для получения желаемого результата (например, компенсации).
Сейчас дело приобретает медийный оборот: можно, например, снять тело погибшего на камеру и выложить в социальные сети. Это рождает быстрый отклик в паблике и поощряет антивластные настроения.
Власти, как правило, пытаются препятствовать таким выходкам при помощи полиции, которая пытается прорваться к телу и убрать его из публичного места. Сцены, при которых родственники усопших и сочувствующие им люди окружают тело в гробу и потом пытаются отстоять его от прорывающихся к нему полицейских, стали довольно регулярными.
Согласно внутренним инструкциям китайской полиции, тело любого погибшего в результате инцидентов с властями может рассматриваться как «инструмент дестабилизации социальной обстановки», а его удаление (кремация) является приоритетом при подобных ситуациях.
Почему тело умершего считается «инструментом дестабилизации»? Это связано с тем, что в Китае смерть в результате каких-либо искусственных обстоятельств традиционно воспринимается как нарушение естественного порядка вещей, несправедливость, которую нужно устранить. Выходом из ситуации при этом является символическое преодоление этой несправедливости (например, в форме компенсации), которое называется «омовением тела усопшего».
Самое продолжительное противостояние с властями по поводу мертвого тела можно было наблюдать в Китае в 1988 году. Фермер Цай Фаван был задержан и избит полицейскими за отказ заплатить налоги. Цай повесился. Жена и сын усопшего притащили его тело прямо к местному горкому компартии. На 13-й день, когда тело стало разлагаться, его поместили в гроб, и там оно простояло 9 месяцев! «Чиновникам пришлось проделать себе другой выход из правительственного здания, чтобы каждый день не натыкаться на мертвое тело», – рассказывает посетивший место событий журналист.
Одержимость властей «социальной стабильностью» иногда оборачивается дополнительной головной болью, как в случае с выставлением трупов напоказ. Часто такие действия являются продуманной тактикой родственников усопшего. Власти, опасающиеся протестов, идут на уступки: например, срочно выплачивают повышенные компенсации.
Китайские власти уверены, что социальные беспорядки могут вызвать не только фейсбук и твиттер, но еще и трупы.