Россияне стали чаще нелегально покупать огнестрельное оружие, но реже его применять, сообщили «Газете.Ru» в Генпрокуратуре. Основные каналы поставки винтовок, пистолетов и автоматов за последние годы также изменились: если раньше две трети оружия попадало в центральную часть России через Северный Кавказ, то с 2014 года боеприпасы начали попадать и с Украины.
В России с 2014 года отмечается устойчивый рост числа преступлений, связанных с нелегальной торговлей оружием. Если два года назад было зарегистрировано 26,5 тыс. подобных деяний, то, как сообщили в Генпрокуратуре «Газете.Ru», в прошлом году было отмечено на 3,2% больше подобных фактов — 27,3 тыс. Кроме того, по данным ведомства, только с января по август 2016 года в РФ зарегистрировано 19,7 тыс. фактов незаконной продажи огнестрельного оружия, что на 1,9% больше аналогичного прошлогоднего показателя.
Масштабы, в которых россияне вооружаются нелегальными путями, впечатляют. Сообщения криминальной хроники — лишь верхушка айсберга, но и они довольно показательны. Так, 18 октября 2016 года на юго-востоке Москвы полицейские нашли подпольную фабрику по изготовлению оружия. Из мастерской было изъято 83 единицы гладкоствольного огнестрельного оружия, две единицы нарезного огнестрельного оружия, 1460 единиц боеприпасов разного калибра, один прибор для бесшумной стрельбы и 13 единиц основных частей огнестрельного оружия.
Весной 2016 года
в двух квартирах 38-летнего доцента МИСиС Антона Бекаревича было изъято около 30 единиц оружия, а также почти 15 тыс. патронов.
Среди обнаруженного были как вполне традиционные для России автомат Калашникова или обрез от винтовки Мосина, так и экзотический для нашей страны немецкий пистолет Stock образца 1921 года и магазин к нему. Сам Бекаревич уверял, что найденные у него предметы — это макеты оружия, которые не могут стрелять. Тем не менее экспертиза показала, что все это именно боевое оружие, пригодное к использованию.
Эхо войны
По словам оперативников, в последнее время основной источник поставок орудия на нелегальный рынок изменился. «Раньше две трети «стволов» в Центральную Россию шли с Северного Кавказа. И достаточно много сотрудников ФСБ и МВД работали конкретно по этому каналу. Однако начиная с 2014 года у Северного Кавказа появился серьезный конкурент — это Украина. Сначала оружие пошло с разграбленных складов МВД центральной и западной частей этой страны, потом, само собой разумеется, и из Донбасса», — рассказал «Газете.Ru» источник в правоохранительных органах.
Однако главный редактор газеты «Столичный криминал» Эрик Котляр считает, что, несмотря на события в Донбассе, основные источники поставки оружия на черный рынок за последние лет десять не изменились. «Насколько мне известно, стабильного канала поставки оружия из Донбасса в Россию нет. Да, есть случаи, когда этим начинают заниматься люди, которые участвовали в боевых действия в Донбассе. Но общую картину они меняют незначительно.
А вот настоящее зло, с которым трудно что-либо сделать, — это продажа боевого оружия «налево» с армейских арсеналов.
Человек любит деньги, так уж он устроен. И среди военнослужащих, к сожалению, есть немалый процент тех, кто пользуется своим положением и незаконно продает оружие из воинских частей. У нас одних только пистолетов ТТ на складах хранятся сотни тысяч. Они уже давно не состоят на вооружении ведомств и министерств, но в резерве числятся. В том числе часть из них и продается с арсеналов частей в частные руки», — рассказал «Газете.Ru» эксперт.
По его словам, иногда в целях наживы подобными делами занимаются и полицейские, только они торгуют не теми «стволами», которые им выдало государство, а оружием, изъятым в ходе обысков. «Часть изъятого они не регистрируют, а используют в своих целях. Могут и продать кому-то. Хотя такие случаи тоже единичны», — продолжает Котляр.
Еще одним серьезным источником пополнения нелегального рынка оружия стали так называемые черные копатели, которые ищут оружие на местах сражений Великой Отечественной войны. «Казалось бы, все эти винтовки и пистолеты давно превратились в куски ржавого металла и не могут быть использованы по назначению. Однако за последние годы у нас появилось достаточно умельцев, которые восстанавливают до приемлемого уровня качества обнаруженное оружие и даже боеприпасы к нему. Такие люди были и в советское время, но сейчас они стали использовать свои навыки, чтобы обогатиться», — рассказал Котляр.
Эксперт также отметил, что на рынке нелегальных «стволов» немалую долю составляет травматическое оружие, переделанное под стрельбу боевыми патронами. «Конечно, подобные поделки зачастую крайне низкого качества, но для одноразового использования они вполне подходят. Наконец,
есть и мастера, которые делают «самопалы», по качеству ни в чем не уступающие заводским образцам, а порой и превосходящие их.
Впрочем, такие люди тоже редкость. А в целом же можно сказать, что причина большого числа преступлений, связанных с незаконной продажей оружия, в том, что его просто очень много в стране, как легального, так и нелегального. Соответственно, находится немало людей, которые хотят с его помощью поправить свое материальное положение», — сказал главред «Столичного криминала».
Магазин на диване
Предложения о нелегальной продаже оружия можно встретить даже в интернете, причем ряд сайтов так и пишет, что оружие идет из «зоны АТО в соседнем государстве». Большинство подобных сайтов требуют 100-процентную предоплату, после чего клиенту предлагается забрать оплаченный товар из тайника, координаты которого обещают передать после отправления денег.
Впрочем, значительная часть подобных объявлений на самом деле — разводка мошенников, рассказывает «Газете.Ru» источник в правоохранительных органах. «Схема простая: человек выходит на связь с администрацией этого интернет-ресурса, делает заказ, оплачивает его, а потом «продавец» просто исчезает, переставая реагировать на вопросы о том, где же можно забрать товар. Есть и другой вариант: подобный сайт может быть и подставой, тогда человеку дадут возможность забрать оружие из тайника, только почти сразу же он будет задержан с поличным. Оперативники просекли, что на желающих приобрести оружие можно поправить статистические показатели раскрываемости», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».
Несмотря на рост числа преступлений, связанных с нелегальной торговлей оружием, число преступлений, которые совершаются с помощью этого оружия, остается стабильным и даже демонстрирует динамику к снижению. Так, по данным Генпрокуратуры, за первое полугодие 2016 года произошло 3,2 тыс. таких противоправных деяний, что на 3,2% меньше, чем за аналогичный период в 2015 году.
То, что люди стали чаще покупать «стволы», но реже пускать их в ход, психолог Александр Шадура связывает с двумя факторами: «Во-первых,
идет нарастание общего посыла о том, что наша страна находится в кольце врагов, а большая война не за горами.
Второй момент связан с внутренней ситуацией в стране. Не секрет, что ситуации, когда людей, которые совершают насильственные преступления, выкупают, оправдывают, в общем, как-то заминают эти дела, встречаются, и чаще, чем хотелось бы. Люди полагают, что никто их не защитит внутри страны, и рассчитывают, что оружие — это спасательный круг, который в крайнем случае может их выручить».
Винтовка вышла из тени
Некоторые эксперты полагают, что выходом из сложившегося положения могла бы стать легализация боевого огнестрельного оружия для открытой продажи в России. «Раз черный рынок оружия существует, значит, тот, кто уж очень нуждается в боевом «стволе», его приобретет. Нужно помнить, что убивает не оружие, а люди и, по статистике, большинство убийств совершается вообще кухонными ножами, доступными каждому.
Сегодня нет никаких препятствий для того, чтобы государство легально продавало оружие своим гражданам, но при этом тщательно следило за их репутацией. Так можно сформировать рынок коллекционеров и наполнить бюджет страны»,
— рассуждает бывший следователь, а ныне адвокат Вадим Багатурия.
Адвокат также привел пример Швейцарии, где у каждого мужчины от 18 лет до пенсии хранятся выданные государством автомат и пистолет, а по выходе на пенсию ему дарят карабин. «Это связано с тем, что армия этой страны организована по принципу народного ополчения, где каждый мужчина — защитник своего государства. В итоге государство может в случае необходимости рассчитывать на несколько миллионов резервистов. И российским властям в условиях мировой политики и военных рисков, возможно, стоит действовать так же», — отметил Багатурия.
С ним не согласен президент Ассоциации криминологов России Игорь Сундиев. «Сегодня у нас и так оружие — травматическое, сигнальное, охотничье — продается свободно. Любой человек, который обладает нормальным здоровьем и не имеет порочных привычек, может его приобрести. Если говорить о самозащите, то сегодня на рынке достаточно травматического оружия, которое может остановить злоумышленника с расстояния пяти метров. Какой смысл непременно давать людям такое оружие, которое будет именно убивать? Боевое оружие — это уже для нападения, а не защиты. И если человек не живет на необитаемом острове, я не могу представить ситуацию, чтобы ему такое оружие понадобилось», — сказал Сундиев «Газете.Ru».