Уже который месяц Приморье не может настроиться на ту самую волну ускоренного развития, которую активно продвигал полпред президента Юрий Трутнев Дальневосточном форуме. Вместо этого регион продолжает тонуть в политических конфликтах, все больше эпизодов которых освещается в федеральных СМИ.
Так в конце декабря был задержан и помещен под домашний арест на два месяца вице-губернатор Приморья Сергей Сидоренко. Как пишут местные издания, его подозревают в присвоении средств, выделенных на покрытие ущерба от тайфуна Лайонрок. Под Новый год был задержан советник губернатора, глава Союза горнопромышленников Алексей Авершин и супруга экс-советника губернатора Ильи Спокойнова Марина Свиридова. Им инкриминируется статья «мошенничество», которая могла быть нарушена, по данным источников, во время выполнения госзаказов.
И это не считая того, что в мае 2016 года еще одного вице-губернатора Приморья, Олега Ежова, задержали по подозрению в завышении выплат по госконтракту одному из подрядчиков. Его суд оставил под стражей до апреля текущего года.
Такая ситуация отражается на имидже региона и не может не привлекать пристального внимания со стороны центральных властей.
Согласно декабрьскому рейтингу социально-экономической устойчивости регионов, который составляет фонд «Петербургская политика», рейтинг региона серьезно просел — всего за месяц оценка Приморского края, который и до этого относился к субъекту со слабой устойчивостью, потеряла 0,4 балла и опустилась до 4,5 баллов.
При этом есть основания полагать, что в следующем рейтинге позиции Приморья ухудшатся.
В конце января Следственный комитет России сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников УМВД Приморского края. Обыски проводились в кабинете замначальника МВД региона Ильи Шамратова.
Еще одним внутренним скандалом стало кадровое решение по председателю Контрольно-счетной палаты Приморья, которое вызвало в Заксобрании бурное обсуждение.
Им стал Игорь Ватулин, бывший глава АО «Наш дом — Приморье», заказчика и оператора владивостокского пятизвездочного отеля Hyatt, который должен был быть завершен к саммиту АТЭС 2012 года, но до сих пор не построен. По совместительству Ватулин — подчиненный губернатора.
Не удивительно, что на этом фоне появилась петиция за отставку Владимира Миклушевского, который еще недавно занимал в регионе уверенные позиции.
Ситуация может свидетельствовать о новом конфликте дальневосточных элит, который, как ни странно, и должен был быть сглажен назначением губернатора.
В феврале 2012 года президент Дмитрий Медведев назначил медийно раскрученного ректора ДВФУ Владимира Миклушевского на должность главы региона. Академическое прошлое нового губернатора должно было помочь в борьбе с коррупцией, на которую тогда жаловались жители региона лично премьеру Путину. Но уверенный старт, судя по всему, не позволил чиновнику закрепиться в регионе.
И причиной снижения аппаратных позиций приморского губернатора стали все те же традиционные для политического истеблишмента Дальнего Востока проблемы с силовыми структурами.
«Интересно, что еще несколько месяцев назад приморский глава Владимир Миклушевский, наоборот, мог считать, что силовой ресурс находится на его стороне – когда был арестован оппонировавший ему мэр Владивостока Игорь Пушкарев», — комментировал рейтинг стабильности регионов президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Дальневосточные политики в последние годы и впрямь пестрят примерами скандальных задержаний.
Почти два года в следственном изоляторе находится экс-губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин, подозреваемый во взятке при заключении госконтракта на строительство одного из блоков Южно-Сахалинской ТЭЦ в особо крупном размере, а именно в $5,6 млн.
Расследование в отношение сахалинского чиновника продолжается, однако суд успел изъять у фигуранта уголовного дела имущество в виде недвижимости, люксовых автомобилей, ювелирных изделий и денег на общую сумму в размере 1,1 млрд руб.
В дальневосточной практике есть и несколько иной пример, следствие по которому еще продолжается. В прошлом году силовиками был задержан глава Владивостока Игорь Пушкарёв по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями. По версии следствия, Пушкарев в 2009-2014 годах Пушкарев организовывал крупные закупки «Дорогами Владивостока» стройматериалов у компании «Востокцемент», контролируемой его родственниками, из-за чего госучреждение получило ущерб в 158 млн руб, а также образовалась кредиторская задолженность более 800 млн руб. Сами обвинения строились на решении местного ФАС, которое несколько судебных инстанций спустя было признано недействительным. С точки зрения самого мэра ситуация с госзаказом была буквально противоположная: «Востокцемент» по личной просьбе Пушкарева «можно сказать, подарил городу 800 млн», поставляя материалы без гарантии оплаты. Эксперты отмечали некоторую несправедливость в отношении Пушкарева в связи с этим.
Следствие по Пушкареву продлено до мая текущего года. Мэр говорил, что готов сотрудничать с сотрудниками правоохранительных органов, при этом публично отмечая, что все дело носит заказной характер и имеет «политический подтекст».
Каким бы ни был исход всех заведенных дел, есть вопрос, который не может не интересовать. Насколько региональные элиты отдают себе отчёт в том, что громкие уголовные дела только вредят имиджу региона и приводят к дестабилизации? Судя по обилию новостей – ответ понятен.
Автор — Александр Шемелев, юрист, вице-губернатор Приморского края по внутренней политике в 2008-2012 годах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.