Вторник , 17 Сентябрь 2019
Home / Общество / Что страшнее для Википедии, чем Роскомнадзор?

Что страшнее для Википедии, чем Роскомнадзор?

Сегодня одна из тем в топе новостей — блокирование «Википедии» на территории России по требованию Роскомнадзора. Сперва приняли решение и заблокировали, потом одумались и разблокировали.

Однако есть в России одна вещь, которая гораздо страшнее для «Википедии», чем любой Роскомнадзор.

Википедия

Что же это за угроза «Википедии»? Её русскоязычные администраторы.

Порой возникает впечатление, что это не группа людей, призванных развивать «Википедию» и способствовать тому, чтобы она стала лучше и глубже — а кучка ребят с тяжёлым синдромом вахтёра, чувствующих свою значимость лишь тогда, когда они что-то запрещают или сносят, а не когда делают что-то конструктивное.

Три года назад я писал:

Время от времени меня озадачивает русская Wikipedia — и чем дальше, тем больше озадачивает. Озадачивает своим дисбалансом и поведением администраторов.

Например, есть очень подробные статьи о разных видах орального секса — вплоть до отсылок к их упоминанию в кинематографе и перечисления десятков сленговых названий. Но нет статей «7Р», «complexity management», «mind share», «консалтинг», «бренд-менеджмент», «дифференцирование», «уникальное торговое предложение». Нет статьи «позиционирование» — она есть на польском, на вьетнамском, на иврите, на эстонском, на турецком… только не на русском.

Есть очень подробная информация о французской порнозвезде Лоло Феррари — размеры её силиконовой груди, даты начала занятий проституцией и съёмок в порнофильмах, а также от передоза чего она умерла. Есть информация и о её российской последовательнице Ирэн Феррари — но нет статьи про Эла Райса, который считается одной из наиболее значимых величин XX века в сфере PR и маркетинга. А статья про Игоря Манна в Ru.Wiki была, но администраторы её удалили как не представляющую интереса для читателей.

  • Действительно, это же всего лишь самый известный российский маркетолог, автор нескольких книг и соучредитель ведущего в России издательства деловой литературы — кому это интересно? Это же не силиконовая грудь и не разбитые по пьяни автомобили. Один из участников дискуссии даже отметил, что по правилам Википедии авторы книг с тиражами более 20,000 заслуживают статьи в энциклопедии — но поскольку книги Манна не дамские детективы и не фантастика, а деловая литература, правилом можно пренебречь.

Наверное, этот дисбаланс в Ru.Wiki о чём-то говорит. Как вы думаете, о чём именно?

Прошло три года. Давайте посмотрим, что изменилось.

По-прежнему нет страницы ни про Игоря Манна (как нет статей про других российских экспертов), а также нет статей про Джея Левинсона (ещё один классик маркетинга), про Дэвида Аакера (гуру брендинга), не говоря уже о фигурах чуть меньшего, но всё ещё международного масштаба — вроде Дона Шульца. Предложена к удалению статья про Брайана Трейси.

  • Очевидно, с точки зрения администраторов «Википедии» гораздо лучше сниматься в порнофильмах или писать книги вроде «Кривой мочит Тупого» или «Евлампия и Смертельный Презерватив», чем преподавать бизнес-дисциплины и писать книги о маркетинге

По-прежнему нет статей «4Р» и «7Р», «complexity management», «mind share», «дифференцирование»… Статья «позиционирование» появилась также на болгарском, каталонском, чешском, украинском, корейском и португальском — но только не на русском.

Статья про Эла Райса вскоре после моей публикации появилась, хоть и крайне скудная. Но не снесли — уже на том спасибо.

Статья «консалтинг» появилась, но выглядит как реферат студента-двоечника, быстренько списавшего что попало из «Яндекса» (достаточно сказать, что в списке рекомендуемой литературы под статьёй всего одна книга, и это книга… «Простите, я разрушил вашу компанию: Почему бизнес-консультанты — проблема. Не решение»). Появилась и статья «бренд-менеджмент», но похоже, что писал её тот же человек — текст явно украден переписан из какого-то чудовищного учебника, задача которого не в том, чтобы научить, а в том, чтобы подготовить к сдаче экзамена в ВУЗе.

Появилась статья «уникальное торговое предложение» — пять строчек из книги Ривза + рекламная ссылка на коммерческий сайт

  • Где примеры, где связанные термины, где развитие понятия? Похоже, что статья была создана лишь для размещения рекламной ссылки, а на случай, если администраторы ссылку снесут, особо не напрягались

В общем, какие-то изменения есть, но я не уверен даже, что это изменения к лучшему.

Порой мне кажется, что главных мотиваций у российских администраторов «Википедии» две. Во-первых, почувствовать свою значимость, навязав кому-то свою точку зрения. И, во-вторых — чтобы никто не мог извлечь какую-то выгоду из статьи.

  • В тот же день, когда сносили статью про Манна, к удалению предложили и статью «75 км (платформа, Савёловское направление)». Это статья длиной 6 строчек про безымянную остановку электрички, на которой даже кассы нет, просто платформа рядом с рельсами. Все администраторы, которые участвовали в обсуждении, высказались за то, чтобы оставить в «Википедии» эту гораздо более важную для всего мира информацию

Мне сегодня думается, что «Википедии» пошло бы только на благо, если бы её на год заблокировали в России — при условии, что администраторы из России весь этот год были бы лишены доступа к «Википедии» и не мешали другим её пополнять.

Но, может быть, я ошибаюсь? Как считаете Вы?

Советуем посмотреть

СПЧ предложил расширить проект о частичной декриминализации статьи 282 УК

МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Совет по правам человека при президенте России предлагает уточнить и расширить законопроект о частичной …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.