Пятница , 23 Август 2019
Home / Общество / «Алло, вузы ищут таланты»: как работают заинтересованные университеты

«Алло, вузы ищут таланты»: как работают заинтересованные университеты

Поддержка одаренных детей, создание для них особых условий обучения, помощь в выборе образовательной и профессиональной траектории становятся одной из магистральных линий в образовательном процессе российских университетов. Вузы-участники Проекта 5-100 занимаются не только поиском талантливых и мотивированных школьников, но и запускают для них социальные лифты «школа-вуз», а затем поддерживают их профессиональное взросление.

От начальной школы до работодателя 

Сегодня университет ‒ это не только место, куда человек идет за знаниями, но и центр притяжения талантов, место, где есть возможность для реализации самых смелых амбиций. Большинство вузов заинтересованы в систематической, последовательной работе с детьми начиная с самого раннего возраста. 

Например, в Дальневосточном федеральном университете уже с октября стартуют образовательные программы по модели «Сириус». В центре внимания – математика и естественные науки.

Университет поддерживает талантливых школьников на пути осознанного выбора профессии и карьерного роста: в ДВФУ есть собственная сеть лицеев и гимназий, где обучаются ребята с 1 по 11 классы, что позволяет «вести» детей от начальной школы до работодателя на Дальнем Востоке.

«В этом учебном году мы запустили пилотный проект «Тихоокеанские школы». Наши программы доступны каждому ребенку, они круглогодичные и бесплатные. Можно попробовать себя в математике, биологии и химии, информатике и других предметах», ‒ говорит заместитель проректора по учебной и воспитательной работе ДВФУ Елена Харисова. 

По ее словам, со школьниками работают лучшие преподаватели, магистранты, молодые ученые. При этом особое внимание уделяется исследованиям, экспериментам и практическим занятиям на базе современных лабораторий.

Правильный выбор «до», а не «после» 

Южно-Уральский государственный университет за прошедшее десятилетие построил свою, достаточно эффективную систему «школа-вуз», которая охватывает больше 300 учебных учреждений Челябинской, Курганской, Оренбургской областей и Башкортостана. 

«Наша задача в том, чтобы школьники еще во время обучения могли сделать правильный выбор. Кроме того, это позволяет создать хороший багаж знаний по тем дисциплинам, которые они будут изучать в вузе», ‒ рассказывает заместитель проректора по учебной работе Юлия Болотина.

В университете действуют Инженерная школа, Школа строителей, малая академия «Биотехнология», академия «Психея» и клуб «Медиапоколение». Два раза в год во время летних и зимних каникул университет проводит научные школы по 15 направлениям подготовки, где ребята узнают особенности той или иной науки методом проектного обучения.

В другом вузе Уральского федерального округа, Уральском федеральном университете, организована проектная смена, где школьники в рамках специальной образовательной программы могут пройти тренинги, познакомиться с работой научных коллективов университета и выбрать свою образовательную траекторию.

«Большинство из тех, кто проходит проектные смены, идут учиться в к нам или вузы – партнеры, например, Уральский медицинский университет. На проектных сменах у руководителей направлений, кураторов смены, есть возможность присмотреться к детям и помочь каждому из них реализовать свой потенциал», отмечают в пресс-службе УРФУ.

Компетенции «4К»

В Балтийском федеральном университете имени И. Канта придумали и реализовали проект технопарка «Кванториум». Непосредственно на территории вуза сотрудники различных институтов БФУ ведут постоянное менторское сопровождение образовательных траекторий учащихся детского технопарка: это и разработка кейсов, выступления перед учащимися с научно-популярными лекциями, сопровождение проектных команд и экспертная оценка итоговых проектов учащихся.

«При таком тесном взаимодействии мы начинаем готовить будущих студентов уже со школьного возраста, причем такая подготовка наиболее эффективная: школьники понимают, чем занимается университет, а сотрудники институтов могут выделить наиболее заинтересовавшихся школьников», – говорит директор технопарка Сергей Петров.

По его словам, методика «Кванториум» дает детям уникальные компетенции «4К» ‒ критическое мышление, креативность, коммуникация, командность (командное решение проектных задач). 

Наставник, который «горит»

Эксперты едины во мнении, что «супер-дети» создают «супер-вещи», только если вокруг них – комфортная и креативная среда, а рядом – одаренный наставник, который «горит» новой идеей. При этом он должен ставить перед детьми реальные задачи, над которыми ученые и инженеры в данный момент ломают головы.

В Калининграде, на базе БФУ имени И. Канта в этом году запускается новый проект для 10-11 классов «Звезда будущего», в который планируется набрать 400-500 человек. В проекте будет пять направлений: информационно-технологическое, инженерное, педагогическое, медико-биологическое и социо-гуманитарное. Кроме базовой научной подготовки, которую обеспечат преподаватели университета, школьники получат полезные практические навыки: педагогические классы будут заниматься в школах, медицинские ‒ в лечебных учреждениях, информационно-технологические ‒ в IT-компаниях.

ДВФУ так же нацелен на привлечение лучших специалистов и создание современных образовательных методик. «Своеобразным знаком качества образовательных программ университета является участие в них лучших региональных преподавателей, магистрантов и молодых ученых. На Дальнем Востоке мы становимся центром трансляции лучших образовательных практик, реализуемых не только в нашей стране, но и во всем мире. Все это передаем учителям, чтобы они могли внедрять новые технологии в образовательный процесс и не отставать от подрастающего поколения», ‒  говорит заместитель проректора Елена Харисова.

Талант «на прокачку»

Качественно вкладывается в развитие одаренных детей Тюменский госуниверситет ‒ еще один участник Проекта 5-100. На площадках круглогодичных загородных центров и лагерей ассоциации организаторов отдыха «Мы вместе!» при поддержке областного правительства вуз проводит бесплатные каникулярные профильные смены и «прокачивает» таланты. 

Несколько лет при университете работает «Школа одаренных», где ребята реализовывают себя как творческие личности с нестандартным мышлением. 

«Для ТюмГУ это чрезвычайно важно, так как в университете реализуются индивидуальные образовательные траектории, поэтому школьники должны быть подготовлены к правильному выбору и осмысленному обучению», ‒ отмечает ректор Валерий Фальков.

В Томском госуниверситете в свою очередь переформатировали магистратуры для специалистов в области образования. Теперь в программы для учителей включен специальный блок – их будут обучать методикам и технологиям работы с одаренными детьми. Педпрактику эти магистранты проходят в Центре развития современных компетенций детей на базе ТГУ, в томском «Кванториуме» и в ведущих вузах России и зарубежья.

Обучение управлению сложностью

Есть еще один вариант ‒ приглашать к работе с одаренными детьми не только педагогов, но и инженеров, «технарей», ученых. По закону, наставником может стать любой человек, получивший профильное высшее образование. Например, писатель, закончивший филфак, вполне может вести литературную смену. По такому пути идет не только «Сириус», но и детские технопарки «Кванториум». Сейчас их в стране 53. До конца года должны открыться еще 32. Всего в них работает более тысячи наставников. Возраст до 35 лет, техническое образование, доброжелательность, опыт работы на предприятии реального сектора экономики, понимание производственных процессов, проектного управления, желание изменить мир к лучшему ‒ вот ключевые черты наставника детских технопарков», ‒ говорит идеолог и руководитель федеральной сети «Кванториум» (Фонд новых форм развития образования) Марина Ракова.

По ее словам, дети работают в проектных командах, что принципиально отличается от классической системы образования: они учатся работать с информацией, верифицировать ее, определять проблему, исследовать варианты ее решения, делать осознанный выбор. Акцент в работе наставников ‒ на обучении ребят управлению сложностью и неопределенностью, в то время как классическая педагогика основана на обучении решению шаблонных задач, поясняет эксперт. При этом совсем без подготовки к детям никого не пускают: для будущих наставников технопарков регулярно проводятся образовательные сессии, позволяющие освоить методики, необходимые для обучения детей.

Советуем посмотреть

СПЧ предложил расширить проект о частичной декриминализации статьи 282 УК

МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Совет по правам человека при президенте России предлагает уточнить и расширить законопроект о частичной …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.