Убийство старшего следователя по особо важным делам Управления МВД на транспорте по Центральному федеральному округу подполковника Евгении Шишкиной произошло 10 октября в поселке Архангельское в Подмосковье. Женщину расстреляли киллер. Как пишет «Новая газета», убийство Евгении Шишкиной может быть связано с расследованием вывода средств РЖД при помощи системы продаж электронных билетов, подконтрольной сыну экс-главы корпорации Владимира Якунина Андрею Якунину.
По информации издания, следователь Андрей Степанов, который вел «дело Якунина», работал под непосредственным руководством убитой. Расследование активизировалось после ареста экс-замначальника управления «Т» ГУЭБиПК МВД России полковника Дмитрия Захарченко в сентябре 2016 года.
В феврале 2016 года глава ФБК Навальный заявил, что МВД «начало проверку коррупционной деятельности Якунина в Российских железных дорогах». Он сообщил об интересе ведомства к махинациям при продаже электронных билетов через фирму сына главы РЖД и добавил, что юрист фонда Вячеслав Гимади встретился со следователем Степановым, который «занимается делом Якунина».
Расследование ФБК о махинациях при продаже билетов на поезда РЖД было опубликовано в апреле 2014 года. Тогда фонд обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с требованием провести проверку систем продаж электронных билетов и отстранить главу компании Владимира Якунина от занимаемой должности. К публикации были приложены сканы документов, из которых следовало, что сын главы корпорации Андрей Якунин получал «долю» с каждого из 15 млн билетов, проданных на поезда РЖД через подконтрольные ему фирмы УФС и «Электронный билет». По подсчетам ФБК, в 2012 году только УФС заработала на продаже железнодорожных билетов около 2,7 млрд рублей.
В заявлении на имя Медведева ФБК пишет, что компании УФС и «Электронный билет» учреждены кипрским офшором Am Ebookers, акции которого разделены между кипрскими компаниями Atlant Services и Verlys Nominiees, принадлежащими гражданам республики Вере Лиссиотис и ее отцу Реносу Лиссиотису. На имя Лиссиотисов также зарегистрирована инвестиционная компания Viy Managment и несколько ее проектов, в том числе гостиничная сеть, построенная у вокзалов РЖД. На сайте Viy Managment в качестве управляющего и учредителя указан Андрей Якунин.
ФБК предположил, что Лиссиотисы выступают номинальными держателями акций фирм, которым принадлежат акции учредителя УФС и «Электронного билета» Am Ebookers. Конечным бенефициаром этих компаний, по версии фонда, является семья Владимира Якунина. Следовательно, предположили в ФБК, все продажи электронных билетов на партнерских сайтах РЖД фактически подконтрольны Якуниным.
Обращение ФБК к премьер-министру Медведеву в течение почти двух лет оставалось без внимания. Проверка, как уже отмечалось, началась только в феврале 2016 года. При этом каких-либо серьезных результатов и перспектив она не имела до сентября 2016 года, когда был арестован полковник Дмитрий Захарченко. В ходе расследования у него и его близких обнаружили 13 квартир и 9 млрд рублей в разных валютах. «Новая» сообщала, что оперативники ФСБ вышли на Захарченко при поиске денег, выведенных из РЖД. Арест полковника подстегнул интерес к корпорации со стороны МВД — в том числе транспортного управления, в котором работала Евгения Шишкина.
«Новая газета» предполагает, что в ходе расследования роли Якуниных в выводе средств при помощи системы продаж билетов онлайн в распоряжении Шишкиной могли оказаться «взрывоопасные» документы и информация, после чего следователю начали угрожать. Когда угрозы не дали результата, считает «Новая», было принято решение убить следователя.
Убийство Евгении Шишкиной
Около семи утра 10 октября киллер поджидал женщину у дома. Когда Шишкина вышла из подъезда и направилась к автомобилю, преступник нагнал ее и дважды выстрелил. Одна пуля попала в шею. Женщина умерла на руках мужа Олега, пенсионера МВД, отставного подполковника.
Официальный представитель ГСУ СКР по Московской области Ольга Врадий сообщила прессе, что уголовное дело возбуждено по ст. 105 УК («Убийство»), но оно может быть переквалифицировано на статью 317 УК РФ («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»). Врадий добавила, что подполковник Шишкина расследовала дела об экономических преступлениях и мошенничестве.
И действительно уже к вечеру 10 октября уголовное дело было переквалифицировано на статью 317 УК. По личному поручению главы СКР Александра Бастрыкина расследование преступления было передано в центральный аппарат СКР. В этот же день был сформирован штаб расследования, в который вошли оперативники МВД и ФСБ.
Оперативникам ФСБ уже переданы все материалы, изъятые днем 10 октября в кабинете подполковника Шишкиной в здании Следственного управления транспортной полиции МВД ЦФО в доме № 22 на улице Расплетина. И не только. Изъяты и материалы расследования первого покушения на Шишкину, когда в ночь с 13 на 14 января офицеру полиции удалось скрыться от злоумышленников, которые были вынуждены довольствоваться поджогом автомобиля жертвы.
Тогда же, в январе, в социальных сетях распространилась информация, что поджог автомобиля — это месть оставшихся на свободе фигурантов уголовного дела о транспортировке наркотиков. Якобы Шишкина, предъявив обвинение непричастному, потребовала взятку за прекращение уголовного преследования.
В МВД отреагировали на слухи, назначив проверку, в ходе которой информация не подтвердились. В производстве Шишкиной уже давно не было уголовных дел, связанных с распространением наркотиков.
Кроме материалов проверки оперативники ФСБ изъяли и рапорты Евгении Шишкиной об угрозах в ее адрес, написанные минувшим летом. Сама она эти угрозы восприняла настолько серьезно, что предприняла меры по обеспечению безопасности своего 18-летнего сына, которого отправила пожить у друзей. При этом адрес нового местожительства сына подполковник скрывала даже от сослуживцев.
Следствие сейчас пытается выяснить, почему Шишкиной не была предоставлена охрана. Версия, что она сама отказалась от госзащиты, сомнительна. Потому что однажды отказавшись от охраны, как правило, не пишут повторные рапорты об угрозах. А Шишкина, повторюсь, подала несколько таких рапортов.
В прессу уже просочилась информация, что последние полтора года она занималась расследованием уголовного дела преступного сообщества из двух десятков киберпреступников, специализирующихся на кражах бонусных миль пассажиров «Аэрофлота». По одной из версий, рассматриваемых следствием, «заказ» на убийство Шишкиной был оформлен участниками кибербанды. Но эта версия — не приоритетная. Потому что, во-первых, доходы подозреваемых не были баснословными и исчислялись всего несколькими миллионами рублей. Во-вторых, расследование этого уголовного дела находится уже на такой стадии, что устранение следователя не может повлиять на обвинительное заключение. Подозреваемые и их многочисленные адвокаты не могут не понимать этого. Тем более что дело может и не дойти до суда, потому что до сих пор окончательно не определены потерпевшие по этому делу — «Аэрофлот» или фактические владельцы бонусных миль.
Теперь журналистам стало известно, что подполковник Евгения Шишкина могла иметь отношение к расследованию куда более масштабного уголовного дела, ведущего к бывшему главе РЖД Владимиру Якунину и миллиардам, изъятым у полковника антикоррупционного ведомства МВД Дмитрия Захарченко.
Убийство старшего следователя по особо важным делам Управления на транспорте МВД по ЦФО Евгении Шишкиной — это первое за последние 20 лет убийство «важняка». Предыдущее убийство следователя такого уровня было совершено 20 октября 1998 года, когда бы застрелен старший следователь спецпрокуратуры Юрий Керезь, убитый по заказу ореховской ОПГ.
(function(){
var D=new Date(),d=document,b=’body’,ce=’createElement’,ac=’appendChild’,st=’style’,ds=’display’,n=’none’,gi=’getElementById’,lp=d.location.protocol,wp=lp.indexOf(‘http’)==0?lp:’https:’;
var i=d[ce](‘iframe’);i[st][ds]=n;d[gi](«M407863ScriptRootC674434»)[ac](i);try{var iw=i.contentWindow.document;iw.open();iw.writeln(«»+»dy>»+»ml>»);iw.close();var c=iw[b];}
catch(e){var iw=d;var c=d[gi](«M407863ScriptRootC674434″);}var dv=iw[ce](‘div’);dv.id=»MG_ID»;dv[st][ds]=n;dv.innerHTML=674434;c[ac](dv);
var s=iw[ce](‘script’);s.async=’async’;s.defer=’defer’;s.charset=’utf-8′;s.src=wp+»//jsc.lentainform.com/m/z/mzk1.ru.674434.js?t=»+D.getYear()+D.getMonth()+D.getUTCDate()+D.getUTCHours();c[ac](s);})();
(function() {
var sm = document.createElement(«script»);
sm.type = «text/javascript»;
sm.async = true;
sm.src = «//jsn.24smi.net/9/4/11992.js»;
var s = document.getElementsByTagName(«script»)[0];
s.parentNode.insertBefore(sm, s);})();