Пару лет назад, аккурат в День учителя, Министерство образования презентовало ведомственную целевую программу «Российская электронная школа». Грандиозный проект был призван решить массу проблем и, как следует из пресс-релиза, – «в ее рамках лучшими российскими учителями создается система интерактивных видеоуроков по всем предметам школьного курса в соответствии с примерной программой — порядка 12 тыс часов. Занятия разрабатываются на основе федеральных государственных образовательных стандартов».
В эпоху тотальной гаджетизации – затея более чем актуальная. Чтобы далеко не ходить, изготовление контента для нового проекта поручили ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика». Первыми увидели свет и были запущены в апробацию в регионах программы для учащихся 5 и 6 классов: «живой» урок преподавателя дополнялся интерактивом — качественной графикой и современным оформлением.
Но, как говорится, все время хорошо и в сказке не бывает. Процесс производства качественного контента труден, поэтому, собрав все одобрения и благодарности, уже к концу лета прошлого года на сайте госзакупок появился конкурс, который по доброй традиции министра Ольги Васильевой единолично выиграло офшорное АО «Издательство «Просвещение», возглавляемое личным другом министрессы Владимиром Узуном.
Работа над образовательными фильмами продолжилась, но… На выходе получились сверстанные на скорую и кривую руку слайд-шоу с закадровой озвучкой загробным голосом.
При прежнем объеме бюджетных затрат, кстати. От былого великолепия осталась только заставка урока, выглядящая как небоскреб в глухой тайге. И такая же теперь неуместная.
Стараниями АО «Издательство «Просвещение», прекрасный проект, призванный показать что будущее – вот оно, практически сегодня – превратился в унылый доклад райсобеса. Экспертиза Российской академии образования ничего подозрительного не заметила и благословила пятиться назад положительным заключением.
Разница в качестве подачи материала очевидна настолько, что сложно провести сравнение – напрашивается аналогия с жигулями и мерседесом. К учителям, привлеченным к изготовлению второй части «инновационного продукта» никаких претензий нет, только немой вопрос – а что это было?
Возьмем, к примеру, курс географии за 5 класс и за 9 класс. От интерактивного сегодня – к скучному позавчера. Хочется пустить скупую слезу и вспомнить свои школьные будни образца прошлого века.
Или такой малозрелищный предмет, как литература – в пятом классе предлагается ознакомиться с увлекательной живой лекцией, а восьмиклассникам придется смотреть небольшие картинки на фоне пожелтевших листов с текстом. С таким посылом – только в прошлое, будущего в этой картине мира просто нет.
После изучения сих скорбных трудов остаётся множество вопросов. И не стоит ли эту унылую поделку вернуть на переделку в «Просвещение» или отдать вместе с деньгами прежнему исполнителю? Кто заставил бюджетную «Информику» отдать прекрасный проект на поругание офшорной компании, в исполнении которой стерлась и без того тонкая грань между благородной идеей цифровизации образования и пошлой обналичкой бюджета? Уж не Валентина ли Переверзева, заместитель министра образования по финансам и, некогда, правая рука авторитетного миллиардера Гарика Махачкалы? И не являются ли эксперты из РАО, одобрившие это лапидарное убожество, одновременно и субподрядчиками АО «Издательство «Просвещение» по заказам Минобразования? В этот момент нужно внимательно посмотреть на Виктора Стефановича Басюка, заместителя президента РАО, возможно он покраснеет.
Отметим, что Владимир Узун уже залил свой унылый креатив в Московскую электронную школу, в чём ему изрядно помог бывший сотрудник «Просвещения» и глава Департамента образования Москвы Исаак Калина. Стараниями друга министрессы Васильевой «поляна цифровизации» застолблена офшором PROSVESHCHENIYE HOLDINGS LIMITED. Деньги на рывок образования в светлое цифровое будущее будут ровно через одну платёжку оседать на Кипре, оставляя в России лишь красивые декларации и убогие декорации Владимира Узуна.