Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял к рассмотрению жалобу российского заключенного, недовольного так называемыми воровскими понятиями, по которым живут осужденные в следственных изоляторах и исправительных колониях.
По словам заявителя, в пенитенциарном учреждении существует система неформальных отношений, основанная на иерархии. Заключенный, попавший в низшую категорию («опущенный», или «петух»), регулярно подвергается травле и издевательствам, сообщает официальный сайт ЕСПЧ.
В жалобе говорится, что высшие иерархи тюремного сообщества (воры в законе) запрещают заключенным низшего ранга пользоваться бытовыми приборами, а также выделяют им худшие места для сна и принуждают к дополнительному труду.
Суд согласился рассмотреть эту жалобу и направил российской стороне несколько уточняющих вопросов, сообщает Русская служба BBC. В частности, европейская Фемида интересуется, есть ли у российских властей стратегия борьбы с подобными неформальными отношениями в пенитенциарных учреждениях. Чиновников РФ также попросили разъяснить, какие меры предпринимают надзиратели для искоренения «воровских» традиций.
«Было ли допущено в отношении заявителя нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека (запрет пыток)? Какие конкретные меры были приняты сотрудниками конкретного учреждения, чтобы исключить причисление заключенного к «опущенным» по тюремным понятиям и связанные с этим унижения? Имеется ли у России национальная стратегия противодействия насилию в тюрьмах и запугиванию заключенных, связанному с насаждением тюремной иерархии?» — говорится в документе.
Жизнь в неволе и презрении
Об авторе необычного иска, поступившего в ЕСПЧ, известно только, что он был осужден на восемь лет лишения свободы за совершение тяжкого преступления. В настоящий момент он отбывает наказание в колонии строгого режима.
Попав в колонию, мужчина, не зная «воровских» правил, совершил роковую ошибку: он выпил чай вместе с сокамерником из одной чашки. Как оказалось, посудой с новичком поделился один из «петухов». Это означало, что прибывший в колонию мужчина тоже становится «опущенным», так как к представителям низшей тюремной «касты» запрещено даже дотрагиваться.
Из жалобы заключенного следует, что на июнь 2011 года в колонии отбывали сроки наказания 900 заключенных. Из них 32 человека были «опущенными» («обиженными»). Их заставляли выполнять наиболее неприятную и черную работу (например, чистить ванные комнаты и туалеты).
Кроме того, «петухам» приходилось спать на самых неудобных кроватях, пользоваться отдельными столом в столовой и умывальником в ванной, а также садиться на особый ряд в комнате для просмотра кино.
«Опущенным» запрещено пользоваться холодильниками, в которых другие заключенные хранят продукты. «Неприкасаемые» также не могут входить на кухню, если там другие осужденные готовят себе пищу.
Нередко «опущенным» выдавали подгнившие или испорченные продукты. А их миски и ложки снабжались особой отметкой в виде просверленной или пробитой дырки.
Также считается, что «петухи» вынуждены оказывать сексуальные услуги другим заключенным. За отказ следовать «воровским» традициям их избивают, насилуют или даже убивают.
От клейма «опущенного» невозможно избавиться. Даже если заключенного переводят в другую колонию, он обязан раскрыть свой статус, или его ждет наказание.
В судебном документе также упоминается СИЗО-2 города Владимира и ИК-1 в Ягуле (Удмуртия). Вероятно, именно в этих пенитенциарных учреждениях побывал автор жалобы.
В ЕСПЧ отметили, что с подобными проблемами сталкиваются и узники тюрем в других государствах постсоветского пространства (упоминаются Молдавия и Латвия). В частности, в тюрьме Екабпилса «опущенных» принуждали к проституции, причем платой за секс становилась чашка чая или сигареты. А одного «неприкасаемого» заключенные забили насмерть: мужчина умер от потери крови и внутреннего кровоизлияния.