Тонкое, легкое стекло вашего смартфона скоро окажется на окнах автомобилей. Corning выпускает Gorilla Glass для экранов миллиардов мобильных телефонов. Автомобилестроители заинтересовались применением этого стекла в своих автомобилях, чтобы уменьшить вес транспортного средства и улучшить экономию топлива. BWM AG первой начала использовать Gorilla Glass в прошлом году. Из этого материала выполнена внутренняя панель в гибридном спорткаре i8.
Ford Motor первой будет использовать его для лобового стекла и заднего окна в новом спорткаре Ford GT, который должен поступить в продажу в следующем году. Двигатель GT также накрыт крышкой из Gorilla Glass.
«Это первое изменение стекла с 1923 года», — говорит Пол Линден, супервайзер наружных механизмов в Ford. В том году Генри Форд начал использовать небьющееся стекло в Model T.
Традиционные ветровые стекла изготавливаются из двух слоев обработанного теплом, отожженного стекла с пластиковым слоем между ними. Закаленное стекло образует паутинный узор, когда бьется, и его осколки остаются на пластике, предотвращая травмы пассажиров.
Лобовое стекло GT — гибридное. Его внешний слой сделан из отожженного стекла, а внутри пластмасса. Но внутренний слой изготовлен из химически укрепленного стекла Gorilla Glass автомобильного класса, которое намного тоньше и легче традиционных стекол. Ford говорит, что использование Gorilla Glass делает лобовое стекло на 32% легче, что позволяет экономить топливо и улучшает управляемость автомобиля.
Corning утверждает, что это стекло отвечает стандартам безопасности США и прошло испытания на жестких дорогах и в аэродинамических трубах. Ford говорит, что оно прочнее традиционного отожженного стекла. Когда инженеры выстреливали градинами по Gorilla Glass, оно осталось целым. Отожженное стекло разбилось.
Gorilla Glass подходит не везде. Боковые стекла GT, например, изготовлены из закаленного стекла. Автопроизводители стараются использовать закаленное стекло на боковых окнах, потому что оно распадается на мелкие кусочки и не имеет пластикового слоя, который может помешать кому-нибудь выйти из транспорта при аварии. Дуг Харшбаргер, коммерческий директор автомобильного стекольного бизнеса Corning, говорит, что компания работает над альтернативными версиями Gorilla Glass для использования во всем автомобиле.
Gorilla Glass начали использовать в области потребительской электроники в 2007 году. Ford и Corining начали совместную работу над автомобильным стеклом в 2012 году. Харшбаргер говорит, что компания также работает с несколькими другими автопроизводителями, которые спешат подстроиться под строгие стандарты экономии топлива, которые будут приняты в ближайшие десять лет.
«Вес — это враг», — говорит Линден.
Легковесное стекло — не единственная опция по уменьшению веса. Toyota Motor использует прочный пластик для люка на своем Prius V, к примеру.
Одним из препятствий на пути к широкому распространению Gorilla Glass является его дороговизна. Харшбаргер говорит, оно стоит на 2-4 доллара больше за килограмм по сравнению с обычным стеклом. Ford экономит порядка четырех килограммов с GT, что выливается в наценку в 24-48 долларов за автомобиль. Дорогой суперкар вроде GT за 400 000 долларов это переживет, но обычные автомобили нет.
Стефани Бринли, старший аналитик IHS Automotive, говорит, что запуск новой технологии на автомобилях высшего класса помогает компаниям выяснить, возможно ли это на других транспортных средствах. Она говорит, что Gorilla Glass весьма перспективная технология, поскольку это стекло прочнее и легче.
«Оно попадает в яблочко всей отрасли», — говорит она. Линден считает, что Ford в конечном счете включит Gorilla Glass во всю свою линейку.