Самым тяжелым космическим аппаратом, доставленным на Марс, является марсоход «Кьюриосити». Вес автономной научной лаборатории составляет около одной тонны. Отправка более амбициозных миссий на Красную планету, а в перспективе и людей, потребует использования более тяжелых космических аппаратов весом от 5 до 20 тонн. Для этого необходимо разработать новые методы посадки. Цель недавнего исследования команды ученых из Иллинойского университета, пресс-релиз которого опубликовал EurekAlert!, заключалась как раз именно в этом.
Обычно, когда аппарат входит в атмосферу Марса на гиперзвуковой скорости около 30 Махов, он должен быстро замедлиться, раскрыв парашют и задействовав ракетные двигатели или воздушные подушки, чтобы завершить посадку.
«К сожалению, парашютные системы мало предназначены для более массивных транспортных средств. Наша идея состоит в том, чтобы отказаться от парашюта и использовать более крупные ракетные двигатели для спуска», — комментирует доцент кафедры аэрокосмических технологий Иллинойского университета Зак Патнэм.
По словам Патнэма, когда спускаемый модуль замедляется до скорости 3 Махов, должны включиться электрические двигатели, которые создадут обратную тягу и замедлят аппарат для безопасной посадки. Проблема в том, что такой маневр сжигает много топлива. Топливо, как правило, составляющее основную часть массы аппарата, увеличивают стоимость всего запуска. Каждый килограмм топлива – это минус килограмм полезной нагрузки: научных инструментов, оборудования, людей и так далее.
«Когда космический аппарат достигает гиперзвуковой скорости, перед запуском ракетных двигателей возникает небольшой объем подъемной силы, которую можно использовать для управления аппаратом, – говорит Пантэм. – Если мы сдвинем центр тяжести так, чтобы он сместился к одной из сторон, аппарат полетит под другим углом».
Пантэм объясняет, что потоки вокруг аппарата в передней и задней части отличаются друг от друга, что создает дисбаланс, разницу в давлении. Так как подъемная сила направлена в одну сторону, ее можно использовать для направления аппарата во время спуска через атмосферу.
«Во время входа в атмосферу, спуска и посадки у нас имеется некоторая возможность управления аппаратом. Мы можем менять его направление. При гиперзвуковых скоростях это управление может осуществляться за счет подъемной силы, которая возникает с запуском тормозных двигателей, сжигающих определенный объем топлива. Управление запуском двигателей позволяет осуществить очень точную посадку. Если нужно посадить очень большой аппарат, то о точности стоит забыть, в противном случае придется сжечь все топливо. Но можно найти и баланс между этими двумя способами».
«Предположим, что мы хотим снизить скорость спуска до 3 Махов. Как именно мы должны аэродинамически управлять им в гиперзвуковом режиме, чтобы минимизировать использование топлива и при этом максимизировать массу возможной полезной нагрузки? Чтобы максимизировать объем массы, которую мы сможем спустить на поверхность, важно учесть высоту, при которой необходимо будет запустить двигатели спускаемого аппарата, а также угол между вектором скорости и линией горизонта», — добавляет Пантэм.
Расчеты показали, как наилучшим образом использовать вектор подъемной силы и контролировать спуск на планету в зависимости от характеристик ракеты и высоты полета, чтобы максимизировать спускаемую массу.
«Оказалось, что с точки зрения расхода топлива наиболее оптимальным будет выполнять вход в атмосферу так, чтобы вектор подъемной силы был направлен вниз, как будто ракета ныряет. А затем в нужный момент, зависящий от скорости и времени, она должна развернуться вверх и лететь на низкой высоте. Чем больше времени аппарат проведет в более плотной атмосфере, тем сильнее и дольше будет действовать на него аэродинамическое сопротивление и тем меньше потребуется топлива для посадки», — говорит Пантэм.
Обсудить выводы исследования можно в нашем Telegram-чате.
{ «@context»: «http://schema.org», «@type»: «Article», «name»: «Предложен экономичный способ доставки многотонных грузов на Марс», «headline»: «Предложен экономичный способ доставки многотонных грузов на Марс», «author»: { «@type»: «Person», «name»: «Николай Хижняк» }, «datePublished»: «2019-02-14 09:30:51», «dateModified»: «2019-02-14 07:20:23», «image»: [«https://hi-news.ru/wp-content/uploads/2019/02/descent-650×365.jpg»], «mainEntityOfPage»: «https://hi-news.ru/technology/predlozhen-ekonomichnyj-sposob-dostavki-mnogotonnyx-gruzov-na-mars.html», «publisher»: { «@type»: «Organization», «name»: «Hi-News.ru», «logo»: { «@type»: «ImageObject», «url»: «https://hi-news.ru/wp-content/themes/101media/img/hi-apps_mini.jpg» } } }