Компания Questyle заняла своим плеером QP1R очень интересную нишу. Он никогда не был в числе лидеров по «обсуждаемости» на форумах, но пользовался стабильным спросом среди ценителей звука. Интересный дизайн, фирменный усилитель и достаточно удобное управление сделали модель популярной среди аудиофилов, но долго удерживать рыночную долю с одной моделью не выйдет, поэтому Questyle выпустили новую модель QP2R.
В компании чётко отмечают тенденции последнего времени, поэтому главное обновление коснулось усилителя, он теперь полностью балансный, и плеер предлагает соответствующий выход. Учли и недочёты юзабилити, QP2R обзавёлся отдельными кнопками для навигации по трекам. В целом же корпус остался прежним, разработчики решили, что дизайн, получивший iF Design Award, просто так менять не надо.
Из мелких плюсов есть ещё небольшие изменения в эргономике, о которых я расскажу ниже, и подросший объём памяти самого плеера. Из минусов — убранный один слот для MicroSD-карточек и подросшая цена, желающему купить QP2R теперь придётся расстаться с суммой, примерно эквивалентной 1300-1400 долларов.
Технические характеристики
- ЦАП: AKM AK4490
- Выходной импеданс: 0,1Ω
- Диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц (±0,1 дБ)
- Соотношение сигнал/шум: 100 дБ на обычном выходе, 102 дБ на балансном
- Общие гармонические искажения+шум: 0,0006% на обычном выходе, 0,0005% на балансном
- Выходной уровень: 1,6 Vrms на обычном выходе, 3,2 Vrms на балансном
- Мощность обычного выхода: 38 мВт @ 32Ω, 9 мВт @ 300Ω
- Мощность балансного выхода: 70 мВт @ 32Ω, 38 мВт @ 300Ω
- Поддержка форматов: WAV, FLAC, WMA, MP3, OGG, AAC, ALAC, AIFF, DFF, DSF, APE
- Максимальное разрешение: 384 кГц/32 бита, DSD до DSD256
- Вход: USB Type C
- Выходы: 3,5 мм наушниковый, 2,5 мм балансный
- Встроенная память: 64 ГБ
- Внешняя память: MicroSD
- Батарея: Li-Polymer, 3100 мА/ч, 3,7V
- Время работы на одном заряде: ~10 ч
- Экран: IPS 2,4″
- Размеры: 65 мм × 134 мм × 14,5 мм
- Вес: ~ 214 г
Упаковка и комплект поставки
Коробка QP2R сделана чуть скромней, чем у многих конкурентов, но это не помешало дизайнерам компании придать ей максимум «ощущения премиальности». Внешняя суперобложка белого цвета скрывает упаковку из чёрного картона, раскрывающуюся на два равных отсека. В правой части лежит сам плеер, в левой аксессуары: адаптер для S/PDIF выхода, матерчатый чехольчик для хранения плеера и USB-C-провод. Также в комплект входят различные инструкции/гарантийники.
Огорчает отсутствие в комплекте чехла, столь необходимого данному плееру, на фоне производителей нижних сегментов, вкладывающих чехлы даже к плеерам за 150-200 долларов, подобная «домовитость» Questyle выглядит сомнительно.
Кстати, в компании разработали прекрасную док-станцию с пультом дистанционного управления, предназначенную для желающих использовать плеер со стационарной техникой, он очень стильный и удобный, но его также нужно докупить отдельно.
Дизайн и управление
Как я уже писал выше, изменения внешнего вида у QP2R минимальны. Размеры и форма корпуса остались прежними, материалы тоже. В Questyle, очевидно, вдохновились классикой Apple в лице iPhone 4 и сделали корпус из алюминия со стеклом в роли передней и задней панелей. Плеер выпускается в сером и золотистом цветах, оба смотрятся очень красиво. Естественно, стеклянные панели насколько эффектны, настолько же и непрактичны. Они собирают отпечатки пальцев (легко оттираемые благодаря олеофобному покрытию) и не отличаются прочностью, так что плеер способен подарить несколько незабываемых, полных адреналина мгновений во время полёта на асфальт из-за убирания мимо кармана. В общем, я сразу рекомендую заказывать плеер вместе с чехлом. Но с другой стороны — как прятать в чехол такую красоту? Да уж, дилемма…
Элементы управления рассредоточены по всем поверхностям плеера. На левом торце добавили три кнопки для навигации по трекам и запуска воспроизведения/паузы. Они реально улучшают эргономику плеера в области управления «вслепую». Кнопки сделаны весьма качественно, с приятным кликом.
Верхняя грань содержит два гнезда: 3,5 и 2,5 мм, оба служат для подключения наушников, но большее может ещё и выдавать цифровой сигнал через комплектный переходник. Тут же расположен регулятор громкости, защищённый от случайных поворотов выступами корпуса. Регулировка громкости тут цифровая, используется хороший энкодер, поэтому регулятор вращается с чёткими и хорошо фиксирующимися щелчками.
На правом торце размещён выключатель питания, он же традиционно выключает экран и блокирует кнопки, рядом с ним находится индикатор, показывающий с помощью цвета выбранный BIAS.
На нижней грани находятся USB-разъём (поддерживается функция USB-ЦАПа) и слот для карт памяти. К сожалению, в новой модели он всего один, видимо, это компромисс, на который пришлось пойти из-за усложнения схемы усилителя (надо же как-то всё разместить в корпусе).
На передней панели всё также достаточно ожидаемо: сверху находится экран, он не самый яркий, на солнце он читается с трудом, но неплохое разрешение и сочные цвета в остальных ситуациях позволяют ему выглядеть «на уровне». Под экраном размещены колесо управления и 4 сенсорных кнопки: навигация, возврат обратно и вызов подменю — стандартная схема для китайских плееров. Прекрасно понимая, что сенсорные кнопки хоть и эффектны, но неудобны, Questyle оснастили плеер виброоткликом. Во второй версии они улучшили этот механизм, теперь он больше напоминает haptic feedback устройств от Apple (немного попроще, конечно), что идёт на пользу ощущениям от его использования.
В первой версии плеера много проблем вызывало само колесо, металлическая поверхность не давала надёжного «зацепления», и палец часто просто скользил по нему. Во второй ревизии это учли и сразу с завода оснастили крутилку силиконовой наклейкой, улучшающей контакт. Энкодер колеса неплохой, хотя расстояние «между щелчками», на мой вкус, чуть великовато. В центре колеса традиционно находится кнопка выбора, она же служит для запуска воспроизведения и паузы. С колесом связан небольшой недочёт, оно неидеально закреплено в вертикальной плоскости, и если потрясти плеер — слышен небольшой дребезг. Эксплуатации это абсолютно не мешает, но образ «топового решения» немного портит (хотя этой проблемы не лишены и куда более дорогие модели A&K).
Единственное, что ещё стоит упомянуть в данном разделе, это время работы. В моём традиционном тесте (MEEAudio P1 в роли нагрузки, FLAC 44.1/16 в роли файлов, Gain — средний, громкость на комфортном уровне) плеер проработал 9 часов 40 минут. Отдельно хочется отметить достаточно точную работу индикатора батареи, заряд отображается в процентах и весьма точно соответствует оставшемуся времени работы.
Прошивка
Если у советских лётчиков вместо сердца был пламенный мотор, то у QP2R его заменяет Linux, причём на сайте разработчиков гордо красуется логотип RedHat (хотя я сомневаюсь, что использовали именно его). В роли же разума, давшего стальные руки-крюки эээ… крылья, выступила всем известная Hiby Music.
Прошивка с одной стороны вышла достаточно традиционной, с другой — в ней есть некоторые приятные особенности.
Традиционно после запуска плеера на экране присутствует меню из 5 пунктов.
Playing — возврат на экран воспроизведения, там всё традиционно, показывается обложка, с помощью колёсика можно включить показ текста (если есть в тегах) и расширенной информации о треке. Кнопка подменю позволяет добавить трек в избранное, плей-лист, удалить его или переключить порядок воспроизведения.
Category — медиатека, тут тоже без сюрпризов, можно посмотреть все треки одним списком, по артистам, альбомам, жанрам или вывести список записей в DSD.
Playlists — просто и без затей, список ваших плей-листов.
Browse Files — просмотр треков по папкам. Тут тоже работает всплывающее меню, нужное в основном для удаления треков/папок.
Settings — настройки. Первое, что обращает внимание тут, это возможность скрыть некоторые пункты. В Questyle справедливо решили, что листать длинный список неудобно, поэтому вы можете выбрать те пункты, что вам не нужны, и убрать их с глаз долой. Подход здравый, например, зачем часто переключать язык интерфейса или размер шрифта?
В общем, настроек тут много:
- Язык (есть русский)
- Размер шрифта
- Обои главного экрана (4 варианта + случайный выбор)
- Гейн (3 уровня)
- BIAS (стандартный и повышенный)
- Дополнительное усиление для DSD (от 0 до 6 дБ)
- Эквалайзер (реализован неплохо, но его включение всё-таки сказывается на качестве звука)
- Баланс каналов
- Уровень громкости линейного выхода в доке (регулируемый или максимальный)
- Режим выхода этого самого дока (аналоговый или цифровой)
- Режим USB (память или ЦАП)
- Таймер сна
- Обновление библиотеки
- Порядок воспроизведения
- Воспроизведение без пауз
- Запоминание позиции и громкости при выключении
- Направление вращения регулятора громкости
- Работает ли этот регулятор при заблокированном экране
- Яркость и время работы подсветки
- Работают ли при заблокированном экране нижние кнопки на передней панели
- Включение возможности пролистывания целого экрана в списке музыки с помощью нижних кнопок (загадочный пункт меню «Flip Function»)
- Чувствительность сенсорных кнопок и сила виброотклика
- Стандартные форматирование памяти, сброс настроек, обновление прошивки и информация о плеере.
«Софт» плеера активно развивается, за две недели, что он у меня на руках, вышло целых два обновления, добавивших ряд небесполезных фишек, поэтому хочется верить, что Questyle и в будущем не будут забывать нас радовать обновками. Впрочем, прошивка уже сейчас работает достаточно стабильно и практически лишена «недостающих возможностей», так что, вероятно, апдейты и не понадобятся.
Звук
Для прослушивания устройства использовалось следующие наушники: iBasso IT03, Meze 99 Classics, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser Encore, Campfire Audio Andromeda, 64 Audio U12, HUM Pristine и другие.
На мой слух, QP1R получился интересным плеером, с явно выраженным «академическим» звучанием, он иногда был даже слишком техничен, что не всем записям шло на пользу. Во втором поколении разработчики постарались, с одной стороны, сохранить эту техничность, с другой — добавить плееру немного того, что иногда называют «музыкальностью», то есть сделать подачу чуть более цельной и немного более гладкой, что, пожалуй, им удалось.
Низкие частоты тут чуть-чуть акцентированы, естественно, это сделано не с помощью подъёма на АЧХ, плеер данной ценовой категории должен быть лишён такой пошлости, акцент делается с помощью немного подчёркнутых атак и добавленной весомости. Такая «добавка» придаёт подаче QP2R немного теплоты и того, что иногда называют «музыкальностью», звучит это весьма приятно, но не идёт во вред разрешению и детализации. Плеер очень хорошо справляется с передачей текстур и разделением инструментов низкочастотного регистра, что добавляет его подаче толику естественности по сравнению с первым поколением. Самые низкие участки баса чуть отведены на второй план, что также идёт на пользу отыгрышу естественных инструментов и общему контролю подачи. Кстати, это акцентирование баса чуть больше выражено у балансного выхода, поэтому с QP2R имеет смысл посмотреть в сторону перехода на 2,5-мм коннектор.
Средние частоты сохранили ту же нейтральность, что была свойственна и предыдущему поколению плееров Questyle. QP2R не пытается что-то приукрасить, добавить эмоций или что-то сотворить с воображаемой сценой, он играет в целом «как есть», но при этом не сваливается в сухую мониторность. На качественных треках он прекрасно строит воображаемую сцену, она заметно больше средней по ширине и глубине, с качественным разделением планов и инструментов, с плохими же записями результаты могут оказаться заметно хуже. Впрочем, брать топовый плеер для плохо записанных стилей — изначально провальная идея (хотя у многих людей она почему-то возникает).
Верхнечастотный диапазон также подвергся небольшой переработке, Questyle немного снизили агрессивность подачи, QP2R не так акцентирует атаки, как его предшественник, в целом я бы охарактеризовал это как «возвращение к норме». В плане ВЧ QP2R практически лишён каких-то ярко выраженных особенностей, они хороши по разрешению, очень неплохи в атаках и затуханиях, возможно, им чуть не хватает разделения, характерного для более дорогих топовых плееров, но это уже на уровне нюансов, треков, на которых это можно услышать, очень мало.
Естественно, не обойтись тут без сравнений. Я ограничусь несколькими топовыми плеерами, так как сравнения «со всем подряд» лишены большого смысла.
Astell&Kern AK320. Пожалуй, лучший, на мой взгляд, плеер от A&K, если не считать новинки Ultima (я пока его не слушал, но планирую приобрести к себе в коллекцию), предлагает более «взрослый» звук — НЧ ещё собранней, ВЧ лучше проработаны, на СЧ есть та самая фирменная «окраска», которая придаёт эффектности подаче «астелла». QP2R, в свою очередь, предлагает чуть более нейтральные СЧ, для тех, кто хочет максимальной нейтральности и немного большее время работы.
Lotoo Paw Gold. Конечно, LPG стоит примерно раза в 2 дороже, но раз уж сравнивать с топами, то сравнивать. «Голд» звучит более энергично, лучше передаёт эмоции и микронюансы инструментов, он более собранный и упругий на НЧ, обладает куда большим запасом мощности и немного агрессивней передаёт ВЧ-диапазон, впрочем, ключевое слово тут «немного».
TheBit OPUS#2. Ещё одна хорошая модель для любителей «музыкальной» подачи. Опус предлагает более слитные СЧ, чуть более упругий бас и чуть менее выраженные ВЧ, в то время как у Questyle немного лучше разрешение СЧ и проработка планов в глубину.
iBasso DX200. Если говорить про «бассу» со стоковым усилителем, то он звучит техничней, нейтральней и мониторней, но при этом более требователен к записям. Если же проапгрейдить его до AMP3, вы получите более естественную (относительно QP2R) подачу и лучший контроль инструментов на тугих наушниках, в первую очередь, обусловленный большей мощностью усилителя.
Совместимость
QP2R не отличается излишней мощностью, хотя усилитель, работающий в классе А, без труда справляется с большинством наушников, за исключением совсем уж тугих моделей. У QP2R есть небольшой фоновый шум с чувствительными IEM, хотя слышно его преимущественно только в паузах. В целом ярко выраженных предпочтений по наушникам данная модель не имеет, выбирать можно, исходя из своих вкусов, но лично я бы предпочёл с ним что-то нейтральное, без ярко выраженной окрашенности.
Жанрово плеер тяготеет к «благородным» стилям вроде камерной музыки, вокала, джаза, классики, с ними его характер раскрывается по полной, но и с остальными стилями он показывает себя более чем достойно. Чувствительность к качеству записи — умеренная, где-то на 7 баллов из 10, второе поколение за счёт более музыкальной подачи ведёт себя толерантней первого.
Традиционно, несколько треков-примеров
Sepultura — Ratamahatta. Если вы ещё не знали, то у Sepultura вышел очень хороший ремастер их величайшего альбома Roots. Непревзойдённый заряд ярости, выплеснутый бразильцами на этом альбоме, удачно сплавляется с техничной, но чуть затемнённой подачей плеера, заставляя как минимум притопывать ногой в такт.
Melody Gardot — Lisboa. Немного прекрасного джазового вокала украсят любую подборку без исключения, а если это Melody Gardot, то мне, пожалуй, даже нечего и добавить, кроме как то, что этот трек также отлично подходит к чуть подкрашенной техничной манере QP2R. Хотя вру, ещё хочу сказать, что этот альбом «The Absence» есть на Tidal в MQA.
Fleetwood Mac — The Chain. Ну и раз уж речь зашла о новомодном MQA в контексте Tidal, то вот ещё одна классическая работа, доступная в этом формате. Опять же, не думаю, что Fleetwood Mac со своим самым популярным альбомом нуждаются в каких-то дополнительных эпитетах с моей стороны. Прекрасные ударные, лёгкое кружево гитар, вокал — всё это QP2R подаёт с максимальным эффектом.
Выводы
Questyle — компания, у которой есть всё своё: дизайн, схемотехника, видение звука. И первое, и второе поколение их плееров были не похожи на конкурентов, что, пожалуй, является огромным достоинством в наше время одинаковых устройств. С QP2R в компании показали, что они способны варьировать своё видение звука, оставаясь верны «общей тенденции». Получился ли у них «убийца всех»? Пожалуй, сказать так будет преувеличением. Получилось ли у них сделать интересный плеер, который предлагает свой, особенный, но интересный звук? Безусловно — да.