Министерство здравоохранения в рамках борьбы с коррупцией предписало федеральным медицинским центрам избавляться от родственных контактов между руководителями и сотрудниками. Единственным способом для этого является увольнение, говорится в письме, разосланном во все подведомственные организации.
Уволь родственника или уйди сам
Минздрав рекомендует руководителям федеральных медцентров уволить всех родственников и свояков из своего подчинения. В противном случае будут уволены они сами, говорится в письме за подписью статс-секретаря — замминистра Дмитрия Костенникова (есть в распоряжении «Газеты.Ru»). Осенью подобным письмом пугало театральных деятелей Министерство культуры. До громких увольнений, правда, дело пока не дошло.
Письмо, которое Минздрав 9 декабря направил руководителям организаций, находящихся в его ведении, дополняет предыдущие указания, которые, как следует из текста письма, пока не были выполнены. Речь идет о «неукоснительном выполнении» положений по противодействию коррупции, напоминает замминистра главам федеральных медцентров. «Поскольку руководителю подконтрольны абсолютно все работники вверенной ему организации, единственной мерой по соблюдению запрета, установленного пунктом 3 постановления (правительства), является увольнение родственников (свояков)», — говорится в письме.
В случае непринятия указанных мер руководителем организации его трудовой договор, заключенный с Минздравом, подлежит расторжению в связи с утратой доверия,
добавляет Костенников и предлагает им отчитаться об исполнении не позднее 16 декабря.
В Минздраве на момент выхода заметки не подтвердили подлинность письма, но и не опровергли новость. Соответствующее распоряжение вышло еще несколько месяцев назад, сказал «Газете.Ru» глава федерального центра «СПИД» Вадим Покровский. Речь идет скорее о перемещениях сотрудников на другие должности, чем об увольнениях, считает он. Борьбе с коррупцией, по его словам, такие меры вряд ли помогут. «Это несколько показная акция», — замечает Покровский.
Преемственность поколений в медицине очень развита, напоминает он, и это не связано с коррупцией. «Информация по медицинским аспектам всегда хорошо передается в семье, мы это знаем, и врачи женятся часто в институте. Когда люди все знают, кто чей сын и брат, это одно, а коррупционеры обычно действуют скрытно», — говорит он.
Врачи относятся к новым требованиям проще.
Норма о том, что родственники не должны работать в прямом подчинении, логична,
считает завотделом кардиореанимации московской городской больницы №29 Алексей Эрлих. «Династию можно продолжать в другом учреждении», — заметил он. Главврач ГКБ №1 Алексей Свет на вопрос о том, как он относится к этим антикоррупционным нормам, ответил: «Я никак не отношусь, один работаю».
Исполнено частично, остальное — конфиденциально
Поправки, запрещающие родственникам работать в условиях «непосредственной подчиненности» или подконтрольности в федеральных организациях и фондах, были внесены 28 июня 2016 года в постановление правительства о противодействии коррупции. Под родственниками и свояками в документе подразумеваются родители, супруги, дети, братья и сестры, а также родители, дети, братья и сестры супругов и супруги детей.
Из постановления следует, что такие работники «не могут осуществлять трудовую деятельность» вместе, но документ не устанавливает никаких сроков и порядка увольнения уже работающих вместе родственников и санкций в случае непринятых мер.
«Данные изменения вступили в силу 9 июля 2016 года»,
— уточняют в Минтруда, который разработал этот документ. Запрет совместной работы родственников распространяется на сотрудников, которые назначаются президентом или правительством России, а также на тех, кто занимает должности из перечней, утвержденных нормативными актами того или иного ведомства.
Антикоррупционные требования Минздрава в некоторых учреждениях уже выполнили, выяснил накануне Vademecum. Например, несколько дней назад уволился замдиректора по научной работе Государственного научного центра дерматовенерологии и косметологии Алексей Кубанов, который приходился сыном главе этого учреждения, Анне Кубановой.
Со ссылкой на свои источники это издание также сообщило об увольнении директора НИИ клинической онкологии «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» Михаила Давыдова-младшего, который приходится сыном главы самого РОНЦ Михаила Давыдова. Но эта информация уже опровергнута РОНЦ и названа «порочащей репутацию федерального учреждения».
На вопросы «Газеты.Ru» о том, получал ли РОНЦ письмо из Минздрава за подписью замминистра Костенникова и какие меры планирует принимать в связи с ним,
в пресс-службе ФГБУ сообщили, что меры «относятся к административной работе федерального учреждения и не подлежат комментариям, так как являются конфиденциальными».
В Минздраве, где также опровергли увольнение главы НИИ, на момент выхода заметки не ответили на вопрос «Газеты.Ru» о том, планируется ли увольнение или перевод на другие должности кого-то из Давыдовых по требованию, установленному постановлением правительства.
Цирк в худшем смысле слова
Осенью похожим распоряжением Минкультуры, разосланным в театры и музеи, возмущались деятели культуры и искусства. Династии испокон веков были основой российской культуры, заявлял тогда советник президента по культуре Владимир Толстой. «И не только цирка, который практически весь построен на династиях, или театров, где «вирус» сцены передается из поколения в поколение театральных семей. Династии являются основой и многих музеев, прежде всего мемориальных», — цитировала его «Российская газета».
«Цирком в худшем смысле слова» называл эту ситуацию в СМИ Эдгард Запашный, гендиректор Большого Московского цирка, говоря о том, что Минкультуры обязало его с 1 сентября уволить брата Аскольда Запашного с поста худрука и его мать Татьяну Запашную с поста замдиректора.
В Минкультуры позже пояснили, что должны были проинформировать подведомственные организации «как законопослушные граждане»,
но одновременно предложили изменить эту ситуацию и не распространять соответствующее постановление на творческие профессии.
Пока соответствующие поправки в постановление не внесены. В Минкультуры на момент выхода заметки не предоставили комментарий о том, на какой стадии рассмотрения они находятся.
В Минтруда по запросу «Газеты.Ru» уточнили, что пока каких-либо исключений и изъятий для отдельных сфер деятельности организаций в законодательстве не содержится. Контроль за исполнением соответствующих требований осуществляет Генеральная прокуратура, добавили в пресс-службе министерства.