ЦБ борется с этим через банки, которые обслуживают торговые сети: они устанавливают определенные лимиты, чтобы сети сдавали наличность на счета.
Чаще стали использоваться для проведения сомнительных сделок операции малого и микробизнеса, рассказал Скобелкин. Если раньше обороты компаний, которые использовались для этого, составляли за 3-6 месяцев их активной жизни сотни и даже миллиарды рублей, то теперь злоумышленники действуют через большее количество компаний с меньшими оборотами.
<!—
—>
По словам замдиректора Росфинмониторинга Галины Бобрышевой, на первый план вышли схемы обналичивания с использованием корпоративных карт, тогда как карты физлиц нальщики используют теперь реже из-за внимания к сомнительным операциям банков, которые руководствуются принципом «знай своего клиента».
Для вывода денежных средств по-прежнему используются исполнительные листы, полученные по фиктивным спорам в судах, отметил Скобелкин, для противодействия этому приняты решения в рамках межведомственной рабочей группы при администрации президента РФ.
В целом инфраструктура черного рынка сжимается: объем обналичивания сократился за прошлый года более чем в полтора раза (до 324 миллиардов рублей против 522 миллиардов в 2016 году), объем нелегального вывода денежных средств из страны через банки упал почти в 2,5 раза, до 78 миллиардов рублей, сообщил Скобелкин. За пять лет объем незаконного вывода упал в 20 раз, обналичивания — в 3,5 раза.