Прорастут на черноземе
В рейтинге инвестиционной привлекательности Курская область сегодня занимает 67 место. Объем инвестиций в нынешнем году немногим превышает сто миллиардов рублей. И хотя в целом цифра внушительная, врио главы региона Роман Старовойт констатировал: львиную долю этих денег вкладывают всего четыре компании. Как же найти новых инвесторов и чем их привлечь?
<!—
—>
IT-кластер, фармация, АПК в части переработки сельхозпродукции и производства продуктов питания с высокой добавленной стоимостью, а также логистические центры и хранилища — власти считают «точками роста» для курской экономики. Наряду с этим здесь планируют развивать транспортную инфраструктуру — и как самостоятельный бизнес, и как важнейший фактор привлекательности региона. Параллельно «подтянут» социальную сферу. Большие надежды возлагают на высокотехнологичную медицину. Все эти отрасли готовы финансово поддержать банки. Представители и ВТБ, и «Россельхозбанка» заявили, что все внимание кредитных специалистов сегодня как раз и направлено на названные отрасли. Но пока планов больше, чем реальных дел.
— Мы понимаем, что поставленная задача увеличить экспорта потребует от наших сельскохозяйственных предприятий строительства логистических центров, мощностей для хранения, — отметила первый заместитель председателя правления «Россельхозбанка» Ирина Жачкина. — Поэтому и готовы их поддерживать.
Она отметила, что особенность курских заемщиков — дисциплинированность и надежность, поэтому финансовые структуры и предлагают свои продукты.
<!—
—>
— Я хочу подчеркнуть, что процент задолженности в Курской области меньше, чем во всей стране в целом, — добавила Ирина Жачкина. — И это еще одна причина, по которой мы готовы поддерживать здесь новые проекты.
Однако дело не только в деньгах или незнании перспектив региональной экономики. В принципе, каждый инвестор готов рассматривать не только варианты новых вложений, но и возможности расширения уже существующих производств. Но здесь и возникают препятствия.
Девять месяцев на преференцию
Генеральный директор ООО «УК Металлоинвест» Андрей Варичев в числе барьеров называет и высокие ставки аренды на землю, и конъюнктурные сложности, которые вынуждены преодолевать металлурги.
— Все это можно хотя бы понять, — пояснил он. — А вот сложность вхождения в так называемый «режим наибольшего благоприятствования» объяснению не поддается. Я недавно сложил депутатские полномочия в областной думе. Приведу пример из практики: маленькую поправку в региональное законодательство о том, чтобы льготы распространялись не только на предприятия сельского хозяйства, но и на нас, промышленников, мы согласовывали… девять месяцев! Девять! При этом восемь — в администрации области, и один — в облдуме. Хотя с думой понятно: должны пройти заседания комитетов, сессия… А вот как вы думаете, на какой период давались эти льготы? На два года! Какой проект в нашей отрасли мы можем реализовать за это время? Никакой. Но чтобы просто включить эту опцию в законодательство, потребовались месяцы.
<!—
—>
О несовершенстве нормативной базы говорит и президент ООО «АПХ «Мираторг» Виктор Линник. Сейчас компания реализует крупный инвестпроект в регионе, вкладывает в него миллиарды рублей.
— Пока нас все устраивает: те проблемы, которые возникают, решаются быстро, а разговор с властями конструктивный, — отметил он. — Но по закону на одно только строительство электросетей властям дается четыре года. За это время нас опередят конкуренты.
Представители бизнес-сообщества сетуют на бюрократические препятствия: согласования и строительство затягиваются
Оба инвестора говорят о том, что бюрократические согласования и выдача разрешений то на одно, то на другое затягиваются. Между тем, сегодня и в агропроме, и в промышленности один день год кормит. И если бизнес несет ответственность перед регионом, в котором работает, то почему власти от нее отстраняются?
— Мы живем в крайне конкурентной среде, — заметил Варичев. — Нам уже сегодня надо думать над тем, как мы будем соперничать с иностранными компаниями завтра. Конкуренция везде — даже между нашими подразделениями. Но существуют условия, которые от конкуренции не зависят. К примеру, качество руды. На Лебединском ГОКе в Белгородской области, который тоже мы развиваем, оно выше, чем на Михайловском. Мы могли бы возить сырье оттуда, и даже с учетом транспортных расходов это было бы выгодно. Но мы все же развиваем и Михайловский ГОК.
ОЭЗ как рецепт
Еще одной проблемой, помимо административных барьеров, бизнес-сообщество считает неразвитую инфраструктуру.
— Наше предприятие — крупнейший в стране производитель упаковки. Нас не надо зазывать в Курскую область, мы уже здесь, — начал генеральный директор предприятия «ГОТЭК» Константин Куров. — Мы работаем рядом с ГОКом, все те люди, что не заняты там, трудятся у нас — мы смогли создать работоспособный коллектив. А что вокруг? Такие дороги, что нам тяжело возить людей и стыдно приглашать партнеров. А ведь в их числе компании с мировым именем! Потому что без упаковки сегодня невозможно сделать ничего — ни перевезти продукцию, ни продать. И мне хочется, чтобы сначала обратили внимание не на тех, кого надо привлечь, а на тех, что уже работают в области. Важно не только, чтобы приходили, но и чтобы оставались.
<!—
—>
Впрочем, стыдно курским предпринимателям не только за дороги. Руководитель электроаппаратного завода Андрей Канунников обратил внимание на центр Курска. Храм Воскресения, набережная, да и вся территория рядом нуждается в том, чтобы ее облагородили.
— Давайте все вместе это сделаем, — призвал он. — Стыдно ведь! Гостей сюда привозим, а показать нечего. Нет даже достойного музея.
Отдельный вопрос — о государственно-частном партнерстве. И чиновники, и предприниматели отмечают, что без него ни проблемы в ЖКХ не решить, а они уже стоят острее некуда: в холодном городе достойную социальную инфраструктуру не создать. Дорогами чиновники пообещали всерьез заняться в будущем году: его так и назвали — Год дорог. Полмиллиарда рублей выделят на сельские трассы, реконструируют северный и южный подходы к Курску. Ситуацию в каждом уголке региона намерены изучить в деталях, чтобы как можно быстрее решить проблему.
Однако, по словам врио губернатора, все это еще не гарантирует притока инвестиций. Поэтому сейчас и надо позаботиться о будущем: администрация области и Ассоциация развития кластеров и технопарков намерены создать на курской земле особую экономическую зону.
<!—
—>
— Ассоциация сделала нам предложение, — отметил Роман Старовойт. — И мы будем прорабатывать этот вопрос, предлагать потенциальным резидентам поучаствовать. Но если нет якорного резидента, начинать создание ОЭЗ нет смысла. Мы готовы начать работу, потому что предложение это выгодное — федеральное софинансирование весьма значительно. Нам такая площадка необходима. Ведь в регионе отлично развита торговля, существует масса торговых комплексов, есть крупный агропромышленный кластер, а промышленных предприятий мало. В результате мы не можем предложить молодежи работу с конкурентной зарплатой. Молодые люди едут учиться в Москву, Петербург и не возвращаются. Нам надо изменить тенденцию.
Для потенциальных инвесторов, как уверены чиновники, ОЭЗ станет прекрасной возможностью сэкономить на особых налоговых режимах.
— Затраты можно снизить на тридцать процентов, — отмечает председатель Ассоциации развития кластеров и технопарков Андрей Шпиленко. — И я думаю, что этим инструментом просто необходимо воспользоваться. Тем более, что опыт работы ОЭЗ есть в других регионах, в том числе в Черноземье. Липецкая успешно работает, создается экономическая зона в Воронежской области. Так почему бы не сделать еще и в Курской? В стране 25 особых экономических зон, и на сегодняшний день объем инвестиций там порядка 300 миллиардов рублей. Эти цифры говорят сами за себя.