Американские нефтяные компании не выдерживают текущих цен, все больше их оказывается за гранью банкротства. Для восстановления компаниям из США нужна цена барреля на уровне от $50 до $70. Однако к психологической отметке в $50 цены приблизились уже вплотную. Банк Goldman Sachs прогнозирует дефицит нефти во втором квартале, что может придать ценам дополнительный толчок.
В США продолжается банкротство нефтяных компаний. Как пишет Bloomberg, цена барреля на уровне $45 (именно такова была средняя цена в последний месяц. — «Газета.Ru») оказалась недостаточной для выживания американских нефтяников.
На прошлой неделе, по данным агентства, объявили себя банкротами компании Chaparral Energy Inc., Penn Virginia Corp. and Linn Energy LLC. Их общий долг, послуживший причиной банкротства, превысил $11 млрд.
По данным юридической фирмы Haynes & Boone, с начала прошлого года о своем банкротстве заявили 130 нефтегазопроизводителей и сервисных компаний в Северной Америке. Их общий долг составил около $44 млрд.
Причем в их число не вошли три ранее упомянутые компании. И еще как минимум четыре компании с общим долгом более $8 млрд (в том числе Breitburn Energy Partners LP и Sandridge Energy Inc.) близки к финансовому краху. Пока еще держатся такие компании, как Sandridge Energy (долг — $4,13 млрд) и Breitburn ($3 млрд), они ведут активные переговоры с кредиторами.
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев говорит, что обанкротились как минимум 150 американских компаний.
«Даже Chesapeak Energy, которая заявляла, что выдержит любые цены на нефть, в апреле привлекла кредит на $400 млн под залог 90% своих активов», — рассказывает эксперт.
При этом, отмечает Танкаев, банковские аналитики сходятся во мнении, что кредит этот Chesapeak вернуть не сможет. Эксперт также указывает, что проблема даже не столько в ценах на нефть, сколько в нестабильности единицы измерения — то есть американского доллара. Его укрепление ведет к снижению себестоимости добычи нефти, ослабление — наоборот (правда, ослабление доллара ведет и к росту нефтяных цен. — «Газета.Ru»). «Если отталкиваться от цены золота в $35 (сейчас $35,2) за грамм, то себестоимость добычи в США колеблется в коридоре $35–50 за баррель, — рассказывает Танкаев. — И при такой цене золота, чтобы американская добыча начала активно восстанавливаться, стоимость барреля должна быть не ниже $60. Но это оптимистичный прогноз, по нашим оценкам — не менее $70».
С начала прошлой недели нефтяные котировки постепенно, но стабильно идут вверх и уже вплотную приблизились к психологической отметке в $50. Если после майских праздников баррель стоил около $43,5, то к 16.30 мск понедельника его цена на межконтинентальной бирже ICE в Лондоне составила уже $49,15 (+2,68%).
Тот же Bloomberg, кстати, со ссылкой на участников рынка писал в конце апреля, что именно $50 за баррель станет «магической ценой», которая позволит сбалансировать финансовые показатели нефтяных компаний. Так, мировой лидер по количеству буровых установок Nabors Industries заявляла, что ведет переговоры с клиентами о расширении сотрудничества — если цены вырастут до $50 и выше.
Консалтинговая компания Wood Mackenzie говорила тогда, что ведущие 50 игроков нефтяного рынка перестанут нести убытки при цене барреля в $53. Инвестбанк Goldman Sachs опубликовал прогноз, согласно которому во втором квартале 2016 года нефтяной рынок начнет испытывать дефицит (кстати, именно после выпуска этого прогноза в понедельник нефть показала столь заметный рост). Как передает Reuters, аналитики GS полагают, что в мае сыграл свою роль спад производства при устойчивом спросе, что приведет к нехватке 71 тыс. баррелей в день до июня, а в четвертом квартале дефицит может вырасти до 417 тыс. баррелей в день. При этом банк поднял прогноз по росту спроса в 2016 году с 1,2 млн баррелей в сутки до 1,4 млн баррелей.
Снижение производства вызвано не только низкими ценами, из-за которых пострадала, например, Венесуэла, сократившая в 2016 году добычу по меньшей мере на 188 тыс. баррелей в день, но и ситуацией в Нигерии, где из-за атак радикальных группировок производство нефти упало до минимума за последние десятилетия. В Штатах добыча сократилась до 8,8 млн баррелей (-8,4% максимумов 2015 года), Китай снизил добычу на 5,6%, до 4,04 млн баррелей.
Председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский указывает, что цены растут, несмотря на рост добычи в Саудовской Аравии, России и Иране, вопреки затоваренности рынков, демпинга ряда производителей и более низкого, чем ожидалось, роста потребления.
При этом даже недавнее сообщение Ирана о том, что страна вышла на досанкционный уровень добычи (4 млн баррелей в сутки), не смогло остановить рост котировок. «Таким образом, иранский фактор, который фактически компенсировал все новости о снижении добычи в мире, себя исчерпал, — указывает Андриевский. — В итоге сейчас любые перебои с поставками на рынке будут восприниматься более остро, и они действительно вполне способны поддержать котировки на высоких отметках до прекращения перепроизводства».
Но лишь при условии сохранения сегодняшнего баланса на нефтяном рынке, который, по словам Андриевского, все-таки выглядит очень хрупким.
Учитывая сложившуюся ценовую конъюнктуру, не стоит ждать каких-то радикальных решений от очередной встречи ОПЕК, которая должна состояться в начале июня. В апреле страны ОПЕК (с подачи Саудовской Аравии) не смогли договориться с рядом других нефтепроизводителей (в первую очередь с Россией) о заморозке добычи, а на тот момент цены были на уровне $43 за баррель. При этом не стоит забывать, что ОПЕК постоянно нарушает собственные квоты на добычу, составляющие 30 млн баррелей в день, производя в совокупности примерно на 2 млн баррелей в сутки больше.