Понедельник , 25 Март 2019
Home / Экономика и финансы / Северный просТОР

Северный просТОР

Сегодня портфель перспективных проектов Арктики продолжает формироваться: 150 проектов, 48 процентов которых относятся к сфере добычи и переработки полезных ископаемых, 7 процентов — к геологоразведке, 7 процентов — к шельфовым проектам, 5 процентов — к промышленности и энергетике. Общая их стоимость составляет почти пять триллионов рублей, из которых около четырех триллионов приходится на внебюджетные источники. Существенная часть этих проектов относится к Мурманской области. В частности, речь идет о создании Мурманского транспортного узла, интегрированного в международный транспортный коридор Север — Юг, строительстве Кольской верфи, где будут выпускаться модули для заводов по сжижению природного газа на Ямале, создании в Заполярье центров по перевалке и хранению СПГ.
<!—

—>
Удачным примером можно считать создание в 2017 году ТОСЭР в Кировске Мурманской области — моногорода, существующего при крупном горнопромышленном предприятии, выпускающем апатитовый концентрат, и известного своими горнолыжными курортами. За год с небольшим существования ТОСЭР в ней зарегистрировано уже шесть резидентов, а к концу 2019 года их количество предполагается довести до одиннадцати, сообщил глава администрации Кировска Юрий Кузин.
Есть и сложности. Инвестиционная привлекательность муниципалитета, где создана ТОСЭР, серьезно ограничивается перечнем видов экономической деятельности, которые разрешены для резидентов. В Кировске из десяти видов пять относятся к промышленности и пять — к туризму. Эти рамки слишком узки, полагают эксперты.
— Упрощение процедуры внесения новых видов экономической деятельности в перечень позволило бы увеличить количество резидентов ТОСЭР «Кировск», — уверен Кузин.
Инвесторы думают о собственной прибыли, и они заинтересуются ТОРами только в одном случае: если государство сделает первый шаг
Скептики высказывают мнение, что при реализации крупных проектов статус ТОР или ТОСЭР — не главное, важнее обеспечить бизнес доступными кредитами.
В результате вместо реального развития территорий может получиться переток инвестиций из одних регионов в другие, более богатые и привлекательные, заявил в одном из своих выступлений Виктор Толоконский, бывший губернатор Красноярского края, где также действуют ТОРы.
Но подобную точку зрения разделяют не все.
<!—

—>
По мнению Владимира Котельникова, руководителя некоммерческого партнерства по развитию инновационных технологий «Технопарк-Апатиты», доступный кредит — это, скорее, следствие развития, чем его причина. Компании могут только числиться в Арктике, а реально работать за ее пределами. Это означает, что для Мурманской области от дешевого кредита не будет никакой пользы.
Сами по себе инвесторы действительно вряд ли пойдут в арктические ТОРы, уверен аналитик. Территория за полярным кругом очень сложна для инвестирования. Инвесторы думают в первую очередь о собственной прибыли, и они заинтересуются ТОРами только в одном случае: если государство сделает первый шаг.
Прямая речь
Андрей Ильин, вице-президент Северной торгово-промышленной палаты:
— До сих пор развитие Арктики велось без четкой системы, проблемы решались разрозненно. Отсутствует единая законодательная база — у нас до сих пор нет федерального закона о развитии Арктики. Сегодняшнее законодательство, касающееся Арктики, очень противоречиво, и эта ситуация наблюдается как в экономике, так и в социальной сфере. Для успешного развития арктических проектов эти противоречия необходимо устранить. Приведу только один пример: представители коренных народов Севера сохранили свое право выхода на пенсию в 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин. Но этого права лишены другие жители Арктики, родители которых были приезжими. То, что они всю жизнь живут в Арктике и здесь же живут их дети, в расчет не принимается. На мой взгляд, это неправильно.

Советуем посмотреть

Платежи выходят блоком

Таким гражданам налоговики рекомендуют заблаговременно предоставить в кредитную организацию сведения о своем статусе и полученных …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *