Россия в 2017 году может стать нетто-экспортером сельскохозяйственной продукции, то есть экспортировать в другие страны больше продуктов питания и сырья, чем импортировать из них. Такой прогноз в свежем мониторинге экономической ситуации делают экономисты РАНХиГС. Правда, другие аналитики, специализирующиеся в сфере сельского хозяйства, придерживаются более консервативных ожиданий.
Догнать и продать им курицу
Россия способна в ближайшее время увеличить традиционный экспорт зерна и растительного масла, а также выйти на мировой рынок с новыми видами продукции: мясо птицы, свинина, сахар, картофель и другие. Благодаря этому Россия уже в 2017 году может нарастить объем экспорта так, что он превысит импорт, отмечается в новом выпуске мониторинга экономической ситуации РАНХиГС, Института Гайдара и ВАВТ.
Президент России Владимир Путин во вторник отметил рост показателей агропромышленного комплекса России в 2016 году на 4%, сообщается на сайте Кремля. Об этом, на основании данных за 11 месяцев, он объявил на встрече с министром сельского хозяйства Александром Ткачевым, который в ответ поблагодарил президента за господдержку АПК.
Просьбы о продолжении и расширении кредитной поддержки российского аграрного сектора — неизменная составная часть предложений Минсельхоза правительству, отмечают экономисты РАНХиГС. «Логика этих предложений понятна: надо поддерживать тот сектор, который демонстрирует успех», — отмечается в мониторинге.
Экономисты отмечают, что в 2015 году Россия уже занимала второе место в мире по физическим объемам экспорта пшеницы, ячменя, подсолнечного масла, первое — по экспорту гречихи. Если страна сможет поднять темпы развития отрасли выше мировых, то она способна как увеличить экспорт традиционной продукции, так и выйти на мировой рынок с новой, к которой перечислены мясо птицы, свинина, сахар, картофель, бахчевые.
При сохранении сложившихся тенденций уже в этом году экспорт продовольствия может превысить его импорт, то есть «страна превратится в нетто-экспортера», полагают экономисты.
«В текущем году это маловероятно», — спорит исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. Разница между экспортом и импортом, напомнил он, остается весьма значительной, а каких-либо факторов для резкого увеличения экспорта не заметно, как и для понижения импорта. «Если у нас начался экономический рост — наоборот, это может привести к росту импорта. Кроме того, идет укрепление рубля», — напоминает эксперт.
Экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья из России за январь-ноябрь 2016 года составил $15,4 млрд, по данным ФТС, импорт — $22,2 млрд. Разница, таким образом, составляет почти $7 млрд.
Без экспорта не будет роста
Разница между экспортом и импортом в денежном выражении сокращается из года в год: если в 2013 году импорт на $27 млрд превышал экспорт ($43,2 и $16,2 млрд соответственно), то в 2015 году разрыв составил $10,3 млрд, правда, исключительно за счет сокращения импорта до $26,5 млрд.
Помесячный график сальдо экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции в 2016 году также показывает сокращение разницы, объяснил «Газете.Ru» один из авторов мониторинга, главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС Василий Узун. Если сохранятся те же темпы, то положительный баланс в 2017 году достижим, говорит эксперт.
Существующие возможности увеличения экспорта в денежном выражении не были реализованы в прошлые годы, отмечает он, в том числе из-за колебаний курса. По его словам, «экспорт рос в натуральном выражении, и даже в рублях, но в пересчете на доллары даже немного падал».
С укреплением рубля ситуация будет противоположной, считает он. Основные статьи российского продуктового экспорта сегодня — это зерно и растительное масло, напоминает Узун, но внутренний рынок уже насыщен и мясом птицы, и свининой, и сахаром.
«Дальнейшее развитие предполагает экспорт. Если его не будет, то и роста по этим отраслям не будет», — предупреждает экономист.
Россия может экспортировать также ряд других культур. «Мы все время пытаемся заместить импорт зимних помидоров, огурцов, и это дается большими расходами и усилиями, но в то же время есть продукты, которые у нас растут хорошо, в открытом грунте: морковь, картофель, лук, капуста — они относительно дешевые, здесь Россия конкурентоспособна на мировом рынке. Нужна специальная политика и поддержка движения продукции на мировые рынки», — резюмирует Узун.
Правительство в то же время уже дало понять, что на большую щедрость бюджета в 2017 году аграриям рассчитывать не следует. Поддержка АПК сохранена на уровне прошлого года, отметил в январе премьер Дмитрий Медведев. Он также призвал не рассчитывать на скорую отмену антироссийских санкций и использовать в своих интересах ограничение импорта на российский рынок.
Рост возможен, но чуда не ожидается
Россия сегодня лидирует в мировом списке экспортеров пшеницы, и в этом сельскохозяйственном году (с июля 2016 по июнь 2017 год), скорее всего, сохранит позицию, в том числе благодаря рекордному урожаю прошедшего лета — 119 млн тонн зерна, по данным Росстата, в том числе 73,3 млн тонн пшеницы. Экспортный потенциал зерновых вырос до 40 млн тонн, заявил министр сельского хозяйства в конце декабря.
«У нас очень хороший урожай, огромные возможности по поставкам, но остается вопрос, как будет вести себя мировой рынок», — отмечает вице-президент Зернового союза Александр Корбут. От цен зависит многое, но прогнозировать их трудно, добавляет эксперт.
Вполне реальным прогнозом по экспорту зерна на текущий сельскохозяйственный год эксперт считает сохранение показателей прошлого года: около 35-37 млн тонн. При условии повышения мировых цен Россия сможет экспортировать и больше — до 41 млн тонн, но более серьезного скачка не предвидится, отмечает Корбут.
Экспорт сельхозпродукции может возрасти не более, чем на $1-2 млрд, считает Сизов из «СовЭкона», и то, по его словам, будет хорошим результатом. «Он вряд ли превысит миллиардов двадцать», — добавляет эксперт, напоминая, что прежний рекорд был установлен в 2014 году на уровне $19 млрд.
И даже для того, чтобы обеспечить рост на уровне до $2 млрд, должно совпасть несколько благоприятных факторов, добавляет эксперт: это ослабление рубля, высокий урожай, благоприятные цены. «Если будет рост цен на сельскохозяйственные товары в мире, то автоматически подорожает и импорт», — отмечает он. Рассчитывать на дальнейшее сокращение импорта тоже не стоит: по прогнозам Сизова, если падение и будет, то в пределах миллиарда долларов.