До нынешнего года бизнес был полностью освобожден от уплаты этого налога по объектам, поставленным на баланс после 1 января 2013 года. Однако с начала 2018-го федеральная льгота была отменена, то есть под обложение попало все движимое имущество предприятий. Промышленники назвали этот налог «налогом на модернизацию», поскольку фактически государство обязало их платить за каждый новый станок.
<!—
—>
При этом регионы могли либо сохранить льготу на своих условиях, либо отменить ее. В результате переговоров властей и бизнеса каждый субъект РФ пришел к собственной модели, например, в Челябинской области от уплаты налога освободили предприятия малого и среднего бизнеса, сведения о которых внесены в единый реестр, не находящиеся в процессе ликвидации или банкротства и не имеющие долгов перед бюджетом.
На Среднем Урале льгота досталась компаниям, соответствующим двум критериям: во-первых, они должны выплачивать сотрудникам заработную плату не ниже средней по отрасли в стране, во-вторых, инвестировать собственные средства в объемах, не меньших, чем получаемая от областных властей льгота. Но ее получение усложнила необходимость собирать внушительный пакет документов, подтверждающих факт приобретения и эксплуатации имущества. Именно административная избыточность вызывала критику со стороны предпринимателей, они неоднократно просили региональные власти упростить схему.
Соответствующий законопроект губернатор внес в Заксобрание в июле 2018 года, и он был принят в первом чтении. Но к тому моменту федеральные законодатели вернули льготу всей стране с 1 января 2019 года, так что проблемой стал лишь временной зазор до конца года текущего. Новый законопроект должен ее решить.
<!—
—>
— Он предусматривает упрощение условий получения льготы и продление ее до 31 декабря 2021 года, — поясняет председатель Законодательного собрания Свердловской области Людмила Бабушкина. — В осеннюю сессию 2018 года будет разработана поправка, которая скорректирует срок действия региональной нормы, что позволит предприятиям воспользоваться льготой в 2018 году.
В Свердловском областном союзе промышленников и предпринимателей (СОСПП) считают льготу существенным плюсом для бизнеса: она дает возможность инвестировать в производство без обложения налогом в будущем. Кстати, по оценке Минфина РФ, выпадающие доходы от отмены налога на будущий год составят как минимум 12 миллиардов рублей. Так, железная дорога с 2013-го по 2017 год перечислила в бюджет Свердловской области 23,3 миллиарда рублей, при этом сумма льготы по налогу на движимое имущество за тот же период составила 1,7 миллиарда. Нынче она прогнозируется в размере 488,2 миллиона рублей.
— Полученные преференции компания использует в качестве источника дополнительного развития инфраструктуры, повышения качества перевозок, сдерживания роста тарифов, — отмечает замначальника СвЖД Алексей Гребенкин. — Инвестпрограмма на территории области в 2018 году прогнозируется в объеме 14,18 миллиарда рублей.
— Бизнес выступает за любые новшества, направленные на активизацию инвестиций, — уверяет исполнительный вице-президент СОСПП Марина Вшивцева. — Так, большинство опрошенных руководителей предприятий высказалось в пользу инвестиционного налогового вычета, который позволяет уменьшить налог на прибыль. Сейчас этот вопрос обсуждают власти региона.