Воскресенье , 28 Апрель 2024
Home / Экономика и финансы / Путин заинтересовался неликвидом

Путин заинтересовался неликвидом

© Reuters.

Investing.com – В четверг, выступая с посланием к Федеральному собранию, президент России Владимир Путин поддержал политику Банка России в части оздоровления банковской системы и призвал регулятора быстрее выводить на рынок принятые им на санацию банки и продавать их, снижая долю государства в экономике.

«Хочу обозначить здесь принципиальную позицию. Доля государства в экономике должна постепенно снижаться, — цитирует Путина Reuters. – В последнее время в результате оздоровления банковской системы — и это очень правильный процесс, я его поддерживаю — под контроль государства перешел ряд финансовых активов, но нужно их энергично выводить на рынок и продавать».

Забота главы государства понятна: доля госбанков в активах банковского сектора на начало 2017 года составляла 59,2%, а с переходом в 2018 году под контроль Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС) банка ФК Открытие, Бинбанка и Промсвязьбанка она возросла до 66,2%. Однако статистика выступлений Владимира Путина за время его руководства страной показывает, что эффект от подобных заявлений может быть самым различным: от организации срочной кампании по исполнению и перевыполнению в масштабах всей страны до полного забвения буквально на следующий день. Достаточно вспомнить, например, заявления о необходимости контролировать рост цен на бензин, звучавшие на протяжении прошлого десятилетия не менее трех-четырех раз без видимого эффекта.

Какая судьба постигнет нынешний демарш – неизвестно, представители ЦБ пока заявление президента не прокомментировали. Известно лишь, что глава Банка России Эльвира Набиуллина не так давно говорила о необходимости предотвратить дальнейшее увеличение доли государства в банковском секторе, но имела ли она при этом в виду скорую распродажу активов или же просто высказывала пожелание, чтобы у ЦБ больше не возникало необходимости брать под опеку крупные банки, неясно.

Помимо идеологического посыла, у данной проблемы есть чисто технический аспект: банк масштаба Открытия или Промсвязьбанка нельзя взять и продать вот так, «прямо завтра» – тем более, если банк сейчас на санации. Аналитики комментируют высказывания президента деликатно и осторожно, но в реальность их скорого исполнения – да и исполнения вообще – в текущей ситуации верят мало.

«Это дело не пяти минут. Сначала надо посмотреть, на что это будет похоже. То есть этим банкам нужна здоровая работающая бизнес-модель, пока что это просто некие пакеты активов. Там наверняка есть проблемные активы, есть синергетические эффекты, системы IT, риск-менеджмента. Если Бинбанк вливают в Открытие, как решил ЦБ в феврале, то их интерграция – тоже очень серьезный вопрос. И эта бизнес-модель должна работать не только в условиях опоры на ЦБ, в том числе в части стоимости фондирования. Понятно, что сейчас у них другие ставки привлечения, а значит, должен быть запас прочности, – говорит аналитик BCS Global Markets Ольга Найденова. – Не стоит забывать и об условиях ведения банковской деятельности – экономика растет гораздо медленнее, чем раньше, регуляторная нагрузка растет, как и требования к капиталу. И, конечно, нужно желание инвесторов входить в российский рынок. Но пока мы видим снижение доли иностранных банков – то есть интерес скорее отрицательный».

И даже если предположить, что российский банковский сектор, в его нынешнем состоянии, вдруг окажется привлекательным для инвесторов, с поиском интересанта возможны серьезные проблемы.

«Мы говорим о крупнейших банках, но у крупных компаний внутри России интереса к банковской системе нет. Альфа Групп вряд ли купит Открытие – у них уже есть свой успешный банк. Из крупных национальных корпораций у всех, у кого был интерес, банки есть. Остаются иностранцы, но у них тоже нет интереса, виной чему санкции и низкие финансовые показатели отрасли в целом, – продолжает заведующий лабораторией финансовых исследований Института Гайдара Михаил Хромов. – Пожелание хорошее. Но де-факто покупателя будет найти сложно. Рынок инвесторов в банковский сектор очень маленький. Даже в середине 2000-х, при рентабельности 30% годовых, иностранцы купили не так уж много банков. Все крупные иностранные банки, были сформированы в 90-х, исключением стала разве что покупка Росбанка со стороны Societe Generale (PA:SOGN). Да и вообще, у крупных игроков Европы дочки уже здесь есть. То есть сложно представить группу, которая, даже в отсутствие санкций, могла бы проявить интерес. Если говорить о распределенной приватизации – например, IPO – в таких случаях не продают 100% акций, то все равно нужен основной акционер, определяющий стратегию. Банк без стратегии никому не нужен».

Текст подготовил Даниил Желобанов

sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1468740511823-1’;

Советуем посмотреть

Банкир назвал три табу при выдаче ипотеки

Банки должны соблюдать некоторые правила при выдаче ипотеки. В первую очередь речь идет о запрете …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.