«Знаю, что вы активно занимаетесь поддержкой банков, которые обеспечивают работу в малых населенных пунктах, в удаленных населенных пунктах, — сказал президент. — Хотелось бы об этом поговорить и о том, как складывается инвестиционная деятельность, в том числе с использованием наших финансовых учреждений».
«Мы сейчас вместе с правительством работаем над мерами по увеличению инвестиций в экономику в соответствии с Посланием, с майским указом. Центральный банк работает по двум направлениям: обеспечить финансовую стабильность и ценовую стабильность, чтобы были инвестиции, и, конечно, состояние финансовой системы, чтобы финансовая система была способна предоставить ресурсы для инвестиций», — доложила Набиуллина.
<!—
—>
«Вот данные по полугодию, год к году, в июне 8,5 процента — рост кредитов экономики», — сказала глава ЦБ. Ускоренно растут кредиты гражданам — 18,9. Ипотека продолжает расти высокими темпами, 22,4 процента темпы год к году. Ставка на исторически низком уровне — 9,56. Но есть потенциал и дальнейшего снижения.
«Если раньше наши граждане, когда брали кредиты в банках, в основном брали на потребление, сейчас 44 процента всех кредитов, которые они берут, — на ипотеку. Пять лет назад это было 27 процентов», — привела цифры глава ЦБ. «Почти половина», — заметил Путин. «И конечно, такой быстрый темп роста ипотеки заставляет нас все время смотреть за качеством ипотеки. Потому что, мы знаем многие страны, «пузыри», и нам, конечно, ни в коем случае нельзя этого допустить», — сказала Набиуллина. «Необеспеченные кредиты», — кивнул президент.
«Просрочка по ипотеке, по ипотечным кредитам, к началу года была 1,3 процента. Приблизительно на таком уровне и сейчас. В целом по рознице у нас 6,1 процента. То есть ипотечные кредиты очень хорошо обслуживаются, и качество кредитов хорошее», — заверила глава ЦБ. Корпоративное кредитование растет чуть более медленными темпами — 4,6 процента год к году в июне.
«Что важно, произошел перелом по кредитованию малого и среднего бизнеса», — продолжила Набиуллина. В 2015-2016 годах оно просело, а сейчас растет быстрее, чем в целом кредитование предприятиям, — 6,9 процента. «И впервые ставки вышли на уровень однозначных цифр», — сказала она. В среднем уже 9,95 процента. «И здесь очень многое зависит от прозрачности малого и среднего бизнеса, потому что часть из них в тени и для банков они не очень понятны. Но мы и свое регулирование настраиваем так, чтобы банкам было более выгодно кредитовать, в том числе малый и средний бизнес. И так как нас беспокоит структура кредитов (в целом кредиты растут), хотелось бы, чтобы больше росли кредиты, которые идут на развитие производства, на инвестиционные проекты», — пояснила глава ЦБ.
<!—
—>
Поэтому было решено перейти от нейтрального регулирования, когда смотрят только за рисками, к стимулирующему. «То есть мы будем своим регулированием, политикой резервов в основном делать более выгодным кредитование малого, среднего бизнеса, инвестиционных проектов, а дестимулировать кредитование просто на перераспределение собственности, валютное кредитование будем дестимулировать и кредитование бизнеса собственников», — уточнила Набиуллина. «Потому что политика по оздоровлению банковской системы показала, что часто проблемы банков связаны с тем, что банки привлекают деньги вкладчиков, а потом банк вкладывает их в проекты собственников, не анализируя никакие риски, ничего. Эти банки прогорают, и мы должны защитить права вкладчиков», — подчеркнула она.
Приоритетом стала также работа по обеспечению доступности финансовых услуг в малонаселенных пунктах, в отдаленных территориях. Там банки часто закрывают офисы, потому что невыгодно. И ЦБ работает над тем, чтобы упростить и сделать более дешевыми такие формы, как мобильные кассы, передвижные, легкие структурные подразделения. Также важно развитие новых финансовых технологий, дистанционных услуг.