— В реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, внесено шесть компаний, но действует только пять из них, поскольку одна была исключена по собственному заявлению. Все компании зарегистрированы в Ростовской области, — сообщил руководитель областного управления службы судебных приставов Юрий Рыбакин.
<!—
—>
По инициативе регулятора лицензии у коллекторов пока не отзывались.
— Рынок за этот год стабилизировался. Он стал менее насыщенным, но более цивилизованным. Вспомните, сколько было разговоров о злодеях-коллекторах, вышибавших долги незаконными способами. Теперь о таких резонансных случаях практически не слышно. И если раньше абсолютно все коллекторы воспринимались негативно, то сейчас действующее законодательство помогло отделить «белых» коллекторов, имеющих лицензию и работающих в соответствии с 230-м федеральным законом и Уголовным кодексом, от нелегальных «черных» коллекторов, которые действуют вне правового поля. Такие агентства еще существуют, но их становится меньше. «Черных» коллекторов привлекают к ответственности, и они задумываются о своем будущем, поскольку незаконная деятельность может обернуться уголовным делом, — говорит гендиректор одной из ростовских коллекторских компаний Дмитрий Пипиньш.
Изменения уже оценили и должники. Как отмечают эксперты, после введения новых законодательных норм они почувствовали себя защищенными, стали меньше бояться сотрудников коллекторских агентств, чаще выходить на связь и вообще оказались более открыты для общения. Особенно явственно эта тенденция проявилась в конце прошлого года.
<!—
—>
Способствовало возвратам долгов и то, что в декабре многие получили 13-ю зарплату и годовые премии. Благодаря дополнительному доходу появилась возможность выплатить задолженность. В свою очередь, коллекторские компании провели новогодние акции, в ходе которых прощалось до 20 процентов долга. Так, перед новогодними праздниками в одну из ростовских компаний позвонил должник, с которым коллекторы не могли выйти на связь года два. Сумма долга составляла 400 тысяч рублей, и он расплатился, но попросил оставить в залоге свой автомобиль. Позже выяснилось, что на нем висят еще 23 крупных долга. Другой пример: позвонила заемщица с долгом 200 тысяч рублей, с которой коллекторы не могли пообщаться около трех лет. Она хотела взять ипотеку, и банк одобрил заявку, но при условии, что клиентка погасит свою задолженность.
Конечно, есть регионы, где по-прежнему договориться с должниками непросто. К числу сложных территорий специалисты относят, например, Северный Кавказ и Калмыкию. Но при этом возникают и немыслимые ранее ситуации, когда должники сами просят агентство выкупить их долг у банка. И дело тут не только в вежливости и корректности «белых» коллекторов, пусть даже вынужденной. Коллекторы стимулируют должников довольно привлекательными условиями. Например, на рынке появляются предложения рассрочки погашения долга до 10 лет с минимальными платежами от 500 рублей.
<!—
—>
Впрочем, принципиальный подход к проблеме возвращения долга изменился и у лицензированных коллекторов. Сейчас работа ведется в основном в сфере так называемого софт-коллекшн (то есть досудебное урегулирование, звонки, письма и СМС должникам) и легал-коллекшн (взыскание долгов в судебном порядке и в сотрудничестве с судебными приставами).
Хард-коллекшн, то есть выезды к должнику и личное общение с ним, практикуют теперь лишь немногие лицензированные компании. Во-первых, это слишком дорого, особенно если коллекторское агентство работает на территории всей России. Во-вторых, удаленно контролировать своих сотрудников сложнее, а риск потерять лицензию при использовании неправомочных методов возрастает.
Разумеется, ситуация на рынке коллекторских услуг все еще далека от идеала. «Черные» вышибалы долгов пока не ушли в прошлое. Да и жалобы на реестровых «белых» коллекторов с лицензиями тоже поступают. Эксперты высказывают мнение, что в 2018 году регулятор может отозвать первые лицензии. По крайней мере, уже появились претенденты — на них поступает наибольшее количество жалоб, а значит, по отношению к ним могут применяться более жесткие меры, чем предписания и штрафы.
— К нам поступило 315 обращений о незаконной деятельности по возврату задолженности. 14 признано обоснованными в отношении компаний, не включенных в государственный реестр. Проведено шесть внеплановых документарных проверок, по результатам которых составлено семь протоколов об административных правонарушениях. Всего за 2017 год по 84 делам вынесено решение о назначении административного штрафа на общую сумму 1,8 миллиона рублей, — описали ситуацию в региональной службе судебных приставов.
<!—
—>
Для некоторых компаний также становятся обременительными требования регулятора иметь 10 миллионов собственного капитала и страхование ответственности на ту же сумму, как предписывает закон. Но даже если количество зарегистрированных коллекторских компаний сократится, опасности монополизации рынка его игроки пока не видят. Объясняется это просто: задолженность населения, увы, растет, а с нею увеличивается и объем рынка, с которым единичные, пусть даже очень крупные компании попросту не справятся.
Коллекторы также отмечают, что за минувший год прояснились новые правила игры. Если по таким вопросам, как встреча с должником не чаще раза в неделю и отправка ему не более двух СМС, разночтений не возникало, то, например, пункт о максимальной частоте звонков (не более одного раза в день) оказался спорным.
— Человек вдруг положил трубку или неожиданно прервалась связь во время разговора, и коллектор перезванивает, чтобы завершить беседу. Как это расценивать? Как второй звонок или как продолжение первого? Сейчас стало понятно, что, если мы не пришли к логическому завершению разговора, это можно считать одним звонком. Противоречивым является и пункт об оказании психологического давления, с которым еще предстоит разбираться. Кто-то, например, думает, что упоминание о долге уже считается таковым. И это могут использовать недобросовестные должники. Некоторые из них любой контакт воспринимают как психологическое давление, — говорит Дмитрий Пипиньш.
Совет от коллекторов
Около 50 процентов жалоб граждан, поступающих в ассоциацию коллекторских агентств, связаны с ошибочными обращениями коллекторов при возвращении чужого долга. Причина может быть в том, что настоящий должник ранее проживал по адресу, попавшему в базу коллекторов, или владел сим-картой, которую впоследствии приобрел другой человек. Также могла быть допущена ошибка при оформлении кредита или заемщик сознательно представил неверные контактные данные. При этом оператор кол-центра зачастую не может удалить ошибочный номер из базы, если для этого нет достаточных оснований. Дело в том, что около 15 процентов должников, уклоняясь от общения с кредитором, представляются другим человеком, и внутренние инструкции обычно не позволяют операторам удалять контакты из базы дозвона без подтверждающих документов. По словам ростовских коллекторов, звонки по поводу займов, которых человек не брал, могут свидетельствовать о мошенничестве. Так, например, по потерянному или поддельному паспорту можно оформить кредит, если недобросовестные сотрудники банка вступили в сговор со злоумышленниками. В таком случае необходимо обратиться в полицию и написать заявление в банк. А если и банк не реагирует, нужно обращаться в Центробанк и прокуратуру.
Справка «РГ»
По закону коллекторы не могут звонить должнику чаще одного раза в сутки и двух раз в неделю. Осуществлять звонки разрешается днем, с 8 до 22 часов. Личная встреча коллектора с должником также возможна только в дневное время не чаще раза в неделю. Причем общение должно проходить без физического или психологического давления и угроз. Коллекторам нельзя работать с индивидуальными предпринимателями, взявшими кредит на развитие бизнеса, и с должниками за услуги ЖКХ. С жалобами на неправомочные действия коллекторов можно обращаться в отдел УФССП по контролю за коллекторской деятельностью.