Вторник , 21 Январь 2020
Home / Экономика и финансы / Преференции есть. Эффекта нет

Преференции есть. Эффекта нет

В последние годы много делается для ускоренного развития Дальнего Востока. Развернуты гигантские стройки — космодром, газоперерабатывающий и газохимический комбинаты в Амурской области, нефтеперерабатывающий комплекс в районе Находки, судоверфь в Большом Камне, новый угольный гигант на Эльге в Якутии, в Комсомольске-на-Амуре задействованы все производственные мощности. Идет активное освоение углеводородных ресурсов новой Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции и Сахалина. Наряду с индустриальными гигантами создано много небольших предприятий в разных отраслях.
<!—

—>
Для привлечения инвесторов разработаны привлекательные режимы хозяйствования, в том числе налоговые льготы. Однако преференции эти не всегда оправданы. Выскажу свою точку зрения: применительно к отраслям недропользования их вообще не должно быть.
Если предприятие занимается добычей природных ресурсов и не в состоянии платить стандартные налоги, то незачем добывать богатства недр. Надо оставить потомкам. Иначе в чем же тогда смысл всей работы? Чтобы выкачать, выкопать и вывезти бесценные ресурсы, не получив от этого эффекта для их собственников — государства и его граждан?
Вот, к примеру, буквально на днях стартовала поставка газа по газопроводу «Сила Сибири» с Чаяндинского газоконденсатного месторождения в Якутии. Когда правительство Якутии делало расчеты по эффективности этого месторождения, оно исходило из того, что, как только газовые промыслы заработают на полную мощность и на Чаянде добыча выйдет на уровень 35 миллиардов кубометров в год, республика станет бездотационным регионом. Но, к сожалению, события развиваются по несколько иному сценарию, потому что на федеральном уровне приняты решения о всевозможных льготах для нефтяников и газовиков. И те налоги, которые планировалось получать от них в республиканский и местные бюджеты (на имущество, на землю), — теперь льготируются.
Всевозможные льготы для добывающих предприятий прямо служат консервации устаревшей структуры нашего народного хозяйства, все больше и больше усиливая ее сырьевую направленность
В этих условиях республика пока не получит в полной мере эффекта от своих газовых активов. Конечно, новые и весьма значительные доходы бюджета будут, но не в тех объемах, которые изначально планировались. А значит, опять потребуются дотации из федерального бюджета. Постепенно объем добычи будет нарастать, выйдет на заданную полку в 35 миллиардов кубометров, отработаются технологии, подтянется инфраструктура. Кажется, что в будущем может быть поставлен вопрос о снятии льгот. Но к тому времени могут появиться утверждения, что запасы исчерпываются, дебет скважин падает, нужны не только действующие, но и новые налоговые послабления. В финале у государства не будет ни денег, ни газа.
<!—

—>
То же самое можно сказать относительно режимов территорий опережающего социально-экономического развития, которые массово создаются на Дальнем Востоке. ТОРы не должны создаваться для разработки недр. Тем более что в ряде случаев добываемые на этих площадках полезные ископаемые конкурируют на мировых рынках с продукцией предприятий, расположенных в других регионах России. Это фактически означает, что возможные доходы государства российского опосредованно оседают в карманах потребителей наших ресурсов.
Есть и еще один важный аспект. Всевозможные льготы для добывающих предприятий прямо служат консервации устаревшей структуры нашего народного хозяйства, все больше и больше усиливая ее сырьевую направленность. Все отрасли новейшего технологического уклада, равно как и утраченные страной стандартизированные обрабатывающие производства — вот что на самом деле должно всячески стимулироваться, вплоть до полного невзимания с них большинства налогов.
Что касается добывающих компаний, то в первую очередь надо подвергнуть ревизии обоснованность их внутренних затрат. А для естественных монополий этот вопрос уже перезрел. Конечно, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере нужны определенные стимулы для работы нефтедобывающих и горных предприятий. Но искать их надо не в очередном льготировании всего и вся, а в дифференциации налога на добычу полезных ископаемых. От его плоской шкалы надо переходить к гибкой, основываясь на теории абсолютной и дифференциальной ренты. Такие наработки делались институтами РАН, но оказались не нужны. Лоббистские возможности сырьевиков, увы, значительно шире.

Советуем посмотреть

Глава правительства Михаил Мишустин поблагодарил налоговиков за работу

Председатель правительства РФ Михаил Мишустин посетил Федеральную налоговую службу и поблагодарил коллектив за годы совместной …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.