За март курс российской валюты сильно потрясло: в начале месяца за доллар давали около 66 рублей, а в самые критичные моменты месяца он переваливал далеко за 80 рублей. Главной причиной стал «идеальный шторм» в виде разрыва сделки ОПЕК+ и, как следствие, быстрого падения цен на нефть (более чем с 50 до почти 20 долларов за баррель Brent), а также торможение мировой экономики из-за небывалых карантинных мер против коронавируса.
<!—
—>
Банк России предпринял ряд мер для сглаживания колебаний на финансовом рынке, в том числе начал досрочную продажу иностранной валюты в рамках бюджетного правила. Также ЦБ дополнительно продает валюту из ФНБ, поступившую от сделки по продаже Сбербанка правительству. Ежедневные объемы продаж валюты ЦБ разнятся, но в среднем это около 13 млрд рублей.
Ранее министр финансов Антон Силуанов подчеркивал, что такое решение Центробанка позволит стабилизировать рубль по отношению к другим валютам. Глава Банка России Эльвира Набиуллина при этом отмечала, что у регулятора нет ни психологического, ни какого-либо другого курса рубля, по достижении которого ЦБ начал бы действовать на рынке активнее. Курс рубля плавающий, но у Банка России есть инструментарий, чтобы снять угрозы для финансовой стабильности, отмечала Набиуллина.
Поддержка курса со стороны Банка России поможет удержать рубль от существенного ослабления, а меры крупнейших регуляторов (в основном почти нулевые базовые ставки и фактическое предоставление ликвидности рынкам в формате «столько, сколько нужно». — Прим. «РГ») поддержат финансовые рынки по всему миру, что рано или поздно подтолкнет инвесторов к развивающимся рынкам, считает начальник аналитического управления банка «Санкт-Петербург» Андрей Кадулин.
По его мнению, сильно ограничен потенциал и дальнейшего снижения нефтяных котировок. Более того, он ожидает постепенного восстановления цен на нефть во втором квартале. Таким образом, в среднесрочной перспективе можно говорить об укреплении рубля, но в первой половине апреля курс, вероятно, будет оставаться в диапазоне 78-82 рубля за доллар без ощутимого изменения внешних условий, говорит Кадулин. Риски новой волны распродаж при этом все равно сохраняются, добавляет он.
<!—
—>
Основная угроза для рубля сейчас исходит со стороны рынка нефти, говорит главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Сейчас им руководит спрос, который резко сжался из-за карантинных мер против пандемии коронавируса. По разным оценкам, в апреле мировой спрос на нефть может упасть на 20-30 млн баррелей в сутки, а это 20-30% глобального потребления, говорит Васильев. По его мнению, в апреле слабость нефтяного рынка сохранится и курс рубля будет тяготеть к отметке 80-82 к доллару и 89-91 к евро.
В случае же принятия нового соглашения по сокращению добычи нефти между странами ОПЕК+ и США, а также замедления числа роста инфицированных коронавирусом в мире к концу апреля курс российской валюты может окрепнуть до 75-77 рублей в паре с долларом и 82-84 рубля в паре с евро, допускает Васильев.
В целом финансовые власти в России накопили большой опыт прохождения внешних шоков, а российская экономика и банковская система за последние годы адаптировалась к резкому изменению внешних условий, добавляет Васильев.