Несостоявшийся госпереворот в Турции может привести к настоящему перевороту в экономике страны. Инвесторы распродают турецкие активы, опасаясь дальнейшей турбулентности в стране. Турция, остро нуждающаяся в иностранных инвестициях, может столкнуться с резким оттоком капитала.
Накануне открытия торгов на главной биржевой площадке Турции — Стамбульской фондовой бирже — Центробанк провел экстренное совещание с членами Ассоциации банков Турции. Главной темой встречи, по данным турецкого издания Haberturk, стало обсуждение мер по минимизации негативного влияния попытки госпереворота на рынок. После пятничных беспорядков турецкий Центробанк поспешил заверить кредиторов, что он готов предоставить нелимитированную ликвидность для банков в случае необходимости и для поддержания финансовой стабильности в стране.
Успокоить инвесторов попытался и заместитель премьер-министра Турции Мехмет Шимшек: он написал в Twitter, что «макроэкономические основы у нас здоровые» и «нет никакой необходимости беспокоиться».
Падение турецкого рынка
Правда, инвесторы начали беспокоиться уже в пятницу, как только появились первые сообщения о военных беспорядках.
Турецкая валюта первой ощутила последствия неудавшегося госпереворота. В пятницу курс лиры упал до восьмилетнего минимума, снизившись на 4,6%, до 3,0157 за $1. Акции инвестфонда iShares MSCI Turkey ETF, привязанные к ценным бумагам турецких компаний, подешевели на 2,5%, до $41,60, по итогам пятничной торговой сессии в Нью-Йорке.
В понедельник турецкая лира частично отыграла пятничное падение и вернулась к отметке 2,93 лиры за $1.
Тогда как торги на Стамбульской фондовой бирже Borsa Istanbul открылись в понедельник снижением котировок крупнейших компаний страны. Бенчмарк BIST National 100 снизился на 2,48%, до 80769,14 пункта.
Акции одного из крупнейших банков Турции Akbank подешевели на 2,13%, до 8,73 лиры, ценные бумаги второй по величине в стране финансовой организации Garanti Bank снизились на 3,21%, до 8,15 лиры. Акции турецкого ритейлера Bim A.S. потеряли в цене 0,52%, до 57,15 лиры, акции турецкой телекоммуникационной Turkcell подешевели на 0,71%, до 11,11 лиры, акции крупнейшего промышленного конгломерата Турции Koç Holding снизились на 1,34%, до 13,97 лиры.
Сильнее всего политическая нестабильность ударила по акциям туристических и транспортно-логистических компаний.
Так, акции национального перевозчика Turkish Airlines, 60% доходов которого приходится на транзитных пассажиров, в начале торговой сессии подешевели на 5,2%, до 5,65 лиры, ценные бумаги турецкого аэропортового оператора TAV Holding — на 5,93%, до 12,53 лиры. Акции турецкого лоукостера Pegasus снизились на 3,79%, до 13,44 лиры.
В Турции стабильности нет
Турция входит в двадцатку наиболее быстро растущих экономик мира. ВВП страны в 2015 году вырос на 3,8%, в первом квартале 2016 года экономический рост составил 4,8%, превзойдя прогнозы аналитиков. По мнению Международного валютного фонда, по итогам 2016 года ВВП Турции увеличится на 3,8% — это на 0,6 процентных пункта выше прогнозируемого общемирового экономического роста. Турецкие власти ожидают более стремительный рост ВВП: по прогнозам турецкого правительства, экономический рост в 2016 году составит 4,5%.
По росту фондового рынка Турция заняла девятое место в мире в 2016 году: увеличение составило 15%.
Но тройка крупнейших международных рейтинговых агентств не устает напоминать о рисках турецкой экономики. Так, суверенный рейтинг Турции, по мнению аналитиков Fitch и Moody’s, находится на самом низком инвестиционном уровне. Standard & Poor’s ставит суверенный рейтинг Турции в одном шаге от «мусорного».
«Геополитическая обстановка ухудшилась», — говорится в последнем рейтинговом сообщении Fitch. Агентство напоминает о военном конфликте в соседней Сирии, свертывании мирного процесса с курдским населением, терактах и обострении взаимоотношений с Россией, а также о внутриполитической неопределенности. «Ключевой кредитной слабостью являются внешние факторы», — поясняют в Fitch.
Характерной чертой турецкой экономики является сильная зависимость от иностранных инвестиций.
Кредитный рынок Турции остро нуждается во внешних заимствованиях. С помощью иностранных инвестиций компенсируется отрицательное сальдо текущего платежного баланса, которое в 2016 году, по прогнозам экономистов, опрошенных Bloomberg, увеличится до 4,5% от ВВП страны (в 2015 году отрицательное сальдо составило 4,4% ВВП).
Туристы боятся терактов
Одной из отраслей, которая являлась крупным источником иностранной валюты в Турции, считается туризм. Но на фоне частых терактов и обострения отношений с Россией поток туристов в Турцию сильно сократился. Россия с конца ноября 2015 года по июнь 2016 года запрещала продажу организованных туристических поездок в Турцию и осуществление чартерного авиасообщения.
За период с января по май 2016 года Турцию посетили 8,3 млн иностранных туристов, что на 22,93% меньше, чем за аналогичный период годом ранее, свидетельствует статистика турецкого министерства туризма.
В 2016 году турецкая туротрасль может недосчитаться до $15 млрд, прогнозирует глава турецкой Ассоциации инвесторов в туризм (TYD) Мурат Эрсой.
В 2015 году туризм принес в экономику страны около $31,5 млрд. По оценкам главы Торгово-промышленной палаты Анталии Давута Четина, туротрасль Турции может лишиться до 80–100 тыс. рабочих мест в 2016 году из-за сокращения турпотока.
Удар по иностранным инвестициям
Объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Турцию по итогам 2015 года составил $16,5 млрд, что на 36% выше, чем в 2014 году, говорится в докладе UNCTAD. Турция является крупнейшим получателем ПИИ в Западной Азии. Но проблема заключается в структуре этих инвестиций: в производственные сектора вкладывается только четверть из них, тогда как 26% — это покупка иностранными гражданами объектов недвижимости в Турции.
В 2016 году на фоне политической нестабильности, близких военных конфликтов в Сирии и напряженности в отношениях с Россией приток иностранных инвестиций в Турцию начал сокращаться.
За период с января по май 2016 года приток иностранного капитала составил $15,8 млрд, из которых только $2,3 млрд являлись прямыми иностранными инвестициями.
Это в два раза меньше, чем за аналогичный период годом ранее, что означает, что зарубежные инвесторы опасаются вливать средства в долгосрочные инвестиционные проекты в Турции. Их предпочтения ограничиваются горячими краткосрочными инвестициями в ценные бумаги турецкого фондового рынка.
«Растущие экономики — это рынки, для которых политический риск является одним из основополагающих факторов», — отметил в разговоре с The Wall Street Journal стратег из Credit Suisse Элвис Марино.
Произошедшая 15 июля в Турции попытка госпереворота повлечет за собой пересмотр инвестиционных планов со стороны иностранных инвесторов. «Турция может стать нелетной зоной для инвесторов на несколько лет начиная с нынешнего времени», — предположил главный инвестиционный стратег американского Key Private Bank Брюс Маккейн. По его словам, турецкие власти, скорее всего, попытаются усилить контроль над национальной экономикой, что приведет к увеличению давления на бизнес. Это, в свою очередь, отпугнет иностранных инвесторов.
В 2015 году Турция уже столкнулась с максимальным с 2009 года оттоком капитала. Он достиг отметки $10 млрд.
«Бизнес уже не будет прежним, — уверен главный стратег Wells Fargo Funds Management Брайан Джейкобсен. — Мы, вероятно, увидим отток иностранного капитала из страны, потому что политическая нестабильность создает дополнительные риски, которых инвесторы постараются избежать».