В правительстве готовится частичная разморозка в 2017 году накопительной части пенсии. С 2018 года предлагается постепенно восстанавливать накопительную часть тарифа страховых взносов до установленных 6%. После трехлетней заморозки в следующем году в НПФ может поступить около 60 млрд руб. На эту же сумму предлагается увеличить сокращение бюджетных расходов, трат резервных фондов и дефицит бюджета.
Оживление накопительной модели
Правительство готовится к возможной разморозке накопительной части пенсии на 2017 год. Базовым вариантом сейчас является разморозка 1% из 6%, которые должны перечисляться на накопительные счета граждан в НПФ или ВЭБ, рассказали «Газете.Ru» источники в правительстве. Замминистра экономического развития Олег Фомичев подтвердил «Газете.Ru», что это предложение поддерживается Минэкономразвития.
Источники в правительстве говорят, что такое решение позволит передать негосударственным пенсионным фондам около 60 млрд руб. в следующем году.
Вопрос очередной заморозки накопительной части пенсии до сих пор не решен и является важной проблемой, не позволяющей Минфину окончательно сбалансировать федеральный бюджет 2017–2019 годов. Аспекты финансирования бюджетного трансферта пенсионному фонду в 2017 году в размере 3,7 трлн руб. с разных сторон на этой неделе разбирались на заседании правительства, на совещаниях у президента Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева.
Правительство замораживает накопительную часть пенсии с 2014 года — эти средства используются на текущие расходы и помогают Минфину сохранять приемлемый уровень дефицита бюджета. Целевой ориентир дефицита бюджета на 2017–2019 годы не более 3% ВВП. При этом трансферт из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР, несмотря на трехлетний мораторий на формирование накопительной пенсии, в 2016 году по сравнению с 2014-м увеличился в 2,4 раза и продолжает расти. На 2018 год, по расчетам фонда, трансферт должен увеличиться до 3,87 трлн руб. и на 2019 год — до 4 трлн руб. Бюджетный трансферт в ПФР — это расходы на распределительную пенсионную модель.
По прогнозу Росстата к 2031 году численность населения старше трудоспособного возраста повысится на 6,2 млн человек, а население в трудоспособном возрасте снизится на 5 млн человек.
В результате к 2031 году соотношение между численностью пенсионеров и трудоспособного населения увеличится с 43% до 54% — объяснил позицию Минэкономразвития Олег Фомичев. По его словам, «несбалансированность распределительного компонента является его системной проблемой, требующей постоянного привлечения дополнительных платежей работодателей и трансфертов федерального бюджета на обеспечение расходов по выплате страховых пенсий». Представитель Минфина сказала «Газете.Ru», что не знакома с предложениями разморозить накопительную часть пенсии.
В 2016 году от накопительного компонента в доходы бюджета поступило 342 млрд руб. В 2017 году эта сумма оценивается в величину около 400 млрд руб.
Альтернативное предложение
Действующая накопительная модель встроена в обязательную пенсионную систему. По этой модели 22% страховых взносов от фонда заработной платы (которые расщепляются как 6% на накопительный компонент и 16% на страховой) уплачивает работодатель. Альтернативная конструкция правительству предложена Минфином и ЦБ.
Речь идет о замене обязательной накопительной пенсии моделью индивидуального пенсионного капитала (ИПК).
По словам Олега Фомичева, «система формирования ИПК ведет к увеличению нагрузки прямо на заработную плату работника и косвенно на фонд заработной платы работодателя». Замминистра считает, что ИПК не позволит обеспечить достаточный охват работников дополнительным пенсионным обеспечением — он не создает реальной мотивации для потенциальных участников в этой системе. По словам Олега Фомичева, это подтверждается результатами программы софинансирования государством дополнительных взносов граждан на формирование пенсионных накоплений. Дополнительные взносы уплатили только 2,6 млн человек из 15,9 млн человек, вступивших в эту программу.
И налоги вырастут
Параллельно с обсуждением долгосрочной стратегии развития пенсионной модели на совещаниях в Кремле и Белом доме спорят и о росте налоговой нагрузки на фонд заработной платы.
Как ранее сообщала «Газета.Ru», последнее предложение Минфина — снижение общей ставки страховых взносов с 30 до 29% в 2017 году и до 28% в 2018 году.
Одновременно предусмотрена отмена 10-процентной льготы, которая взимается по платежам в ПФР при превышении порогового значения, индексируемого ежегодно. Основная ставка страхового взноса в ПФР составляет 22%. В Минфине не уточняют, предусматривает ли изменение общей конструкции страховых взносов и перераспределение накопительной части в пользу страховой.
«Решение проблемы роста расходов на распределительную модель за счет увеличения страховой нагрузки на работодателей имеет крайне ограниченные перспективы», — сказал Олег Фомичев. По его словам, это будет сдерживать развитие несырьевых секторов экономики. Кроме того, уже сейчас российская ставка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование превосходит среднюю величину аналогичной ставки в странах ОЭСР в размере 20%, уплачиваемой совокупно работодателем и работником, сказал замминистра.