Home / Экономика и финансы / Не все бизнесмены довольны

Не все бизнесмены довольны

Чтобы не обижались
В национальном рейтинге инвестиционной привлекательности публикуется только двадцать регионов-лидеров. Все остальные позиции скрыты. Как рассказал «РГ» руководитель АСИ по Северо-Западу, член Клуба лидеров Арзум Арзуманян, даже губернаторы регионов не имеют доступа к полной версии рейтинга, им высылают данные только по положению в подведомственных им субъектах. По словам эксперта, такая закрытость объясняется целью рейтинга, который призван показать лучшие практики регионов и не нагнетать негатив вокруг субъектов, оказавшихся в хвосте списка.
<!—

—>
В этом году в открытую часть рейтинга попали три региона Северо-Запада. Петербург занял четвертое место, а в прошлом году было 17-е. Правда, значительная роль в достижении этого показателя принадлежит представительствам федеральных структур в регионе. На презентации рейтинга прозвучало, что без влияния этих структур город находился бы на шестом месте.
На 12-м и 15-м месте расположились Ленинградская и Калининградская области. В закрытой части рейтинга на двадцать четыре позиции поднялась Новгородская область. И вообще, все регионы СЗФО, данные о которых обнародованы, кардинально улучшили свое положение.
— Рейтинг не претендовал на всеобщность. Чаяний всех предпринимателей он отразить, безусловно, не может, даже если регион достиг высокого места, это не означает, что все бизнесмены счастливы, — подчеркивает Арзуманян. — Каждый респондент отвечал с позиции своей компании.
Однако предпринимательская среда неоднородна. И бизнесмены, которые участвуют в общественных объединениях, дают комментарии в СМИ или ходят на заседания советов по делам предпринимателей в областные администрации, — это лишь малая часть тех, кто занят развитием своего дела. Подавляющее большинство предпринимателей нигде не состоят, никуда не обращаются и заявляют о своих проблемах лишь когда ситуация становится критической.
Если в рейтинге инвестпривлекательности опрашивались бизнесмены, так или иначе находящиеся на виду, то ядро опросов, проводимых бизнес-омбудсменами, составляют руководители компаний, обратившиеся к уполномоченному в связи с какими-нибудь сложностями. И здесь даже в регионах-лидерах проблем оказывается «выше крыши».
Система скорее недружественная
Ежегодно новгородский бизнес-омбудсмен Юрий Михайлов спрашивает у предпринимателей, как они оценивают свои перспективы, если им придется судиться с надзорными органами или административными структурами. По итогам прошлого года в успех бизнеса на судебном разбирательстве поверили только 0,8 процента респондентов. А, например, в 2016-м году оптимистов было 12,5 процента. Зато 61,6 процента бизнесменов говорят, что шансов выиграть дело либо нет совсем, либо они крайне невысоки. По итогам 2016-го года пессимистов насчитывалось 45,6 процента.
<!—

—>
И это не единственная тревожная цифра в отчете новгородского уполномоченного. Так, если в 2016-м году о нарушениях при проверках контрольно-надзорными органами говорили 13,5 процента предпринимателей, то по итогам 2017-го года их число выросло до 23,5 процента. Все больше предпринимателей не соглашаются с результатами проверок. По итогам позапрошлого года частично или полностью не согласились с оценками инспекторов 25,4 процента респондентов, а в 2017-м таковых было уже 32,6 процента.
Не все просто с ведением бизнеса и в Калининградской области. «Подтвердились экспертные оценки о том, что система административно-правового регулирования в ряде отраслей и сфер и в прошедшем году оставалась преимущественно недружественной по отношению к небольшим компаниям», — пишет в своем отчете уполномоченный по правам предпринимателей по Калинин-градской области Георгий Дыханов.
Рамочную среду, то есть то, что касается регулирования деятельности компаний, бизнес-омбудсмен соглашается назвать благоприятной, но только с существенными оговорками. Среди главных проблем он называет нестабильность правового поля. Правила игры в эксклаве меняются часто, и предприниматели не успевают перестроиться. Согласно отчету Дыханова, сложности с ведением дел испытывают не только малые компании, но и, к примеру, строительный бизнес, занимающийся возведением жилых домов. В первую очередь застройщики жалуются на отсутствие помощи при строительстве инженерных сетей и создании инфраструктурных объектов. А это приводит к тому, что возводить жилье кварталами на новых территориях становится невыгодно и конкурентные преимущества получают фирмы, сумевшие найти участки для точечной застройки.
Проблемы на стройках волнуют и предпринимателей Ленин-градской области. По данным бизнес-омбудсмена Елены Рулевой, строительный бизнес столкнулся с системными проблемами, когда один закон уже не действует, а второй еще не вступил в силу. Например, летом прошлого года в Ленобласти приняли закон, по которому разрешения на строительство можно направлять в муниципалитеты только в электронной форме. Но когда новые правила заработали, выяснилось, что не во всех муниципалитетах есть регламенты по взаимодействию с застройщиками в таком формате.
Также в аппарате омбудсмена проанализировали обращения предпринимателей и пришли к выводу, что 19 процентов пожаловавшихся сообщили о задержке по оплате госконтрактов. Особенно сложная ситуация с муниципальными заказчиками. 17 процентов обратившихся предпринимателей столкнулись с проблемами при технологическом присоединении к сетям.
В Петербурге, по данным бизнес-омбудсмена Северной столицы Александра Абросимова, все эти проблемы тоже есть. А еще предприниматели жалуются на тяжелую ситуацию с нестационарными торговыми объектами, на отказы в субсидиях, на подвижность законодательства, касающегося ведения бизнеса. Всего доклад о проблемах бизнеса в Петербурге за прошлый год превышает 200 страниц.
Есть, конечно, жалобы и на проверки. Причем в Петербурге к остановке деятельности предприятий приводили визиты даже комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка, который вообще-то призван бизнесу помогать.
Более того, как сообщили «РГ» в прокуратуре Санкт-Петербурга, недавно в городе завершилась масштабная проверка в комитете по инвестициям, в ходе которой были выявлены нарушения прав предпринимателей.
В частности, выяснилось, что чиновники требовали с потенциальных инвесторов лишние документы, затягивают сроки. Предварительное согласование предоставления земельного участка должно длиться месяц, но прокурорская проверка показала, что большинство заявлений потенциальных инвесторов рассматривались с превышением этого срока.
И эти случаи не единичные. По данным прокуратуры Санкт-Петербурга, свыше 40 процентов заявлений потенциальных инвесторов рассмотрены Комитетом с нарушением установленного срока, а почти по половине заявлений, поступивших в Комитет в период с января по декабрь 2017 года, решения не приняты и сейчас.
Проверка вскрыла нарушения сроков и в концессионых соглашениях.
В комитете по инвестициям проблему признали и пообещали исправиться.
Альтернативное мнение
Другие данные можно найти в рейтинге социально-экономического положения регионов. Здесь в основе методологии лежат данные Росстата.
<!—

—>
В рейтинге социально-экономического положения Петербург находится на втором месте, Ленобласть — на 9-м. Что, в принципе, коррелируется с результатами рейтинга инвестиционного. А вот позиции Калининградской и Новгородской областей в социально-экономическом рейтинге в разы скромнее, регионы заняли 44-е и 60-е место соответственно. Но, правда, это еще не самый плохой результат. Среди регионов СЗФО самые низкие позиции у Псковской области — 75-е место.
Иные результаты регионов в национальной рейтинговой шкале Raex. Здесь регионы делят на группы и оценивают по потенциалу и рискам для ведения бизнеса. Схожие с остальными рейтингами результаты показывает только Петербург. Город находится на четвертой строчке шкалы в группе регионов-лидеров с максимальными потенциалами и минимальными рисками.
Ленинградская область по этой шкале занимает уже 19-е место и входит в группу регионов с пониженным потенциалом и минимальными рисками. Калининградская область здесь на 38-м месте (группа регионов с пониженным потенциалом и умеренным риском), а Новгородская заняла 62-ю строчку (регионы с незначительным потенциалом и умеренным риском), строчкой ниже находится Псковская область. А самые скромные показатели среди субъектов СЗФО — у Карелии, которую отнесли к регионам с пониженным потенциалом и высокими рисками и поставили на 71-ю строчку рейтинга.
Таким образом, получается, что данные о регионах в разных рейтингах и отчетах различаются кардинально. Причиной тому является разная методика сбора данных. И фактически любой рейтинг всего лишь фиксирует срез результатов по определенной группе параметров. Безусловно, если чиновники бросятся улучшать ситуацию ради высокого места в рейтинге, это станет удобнее для бизнеса. Главное, чтобы при этом битва за достижение целевых показателей не затмила реальные проблемы.

Советуем посмотреть

Банкир назвал три табу при выдаче ипотеки

Банки должны соблюдать некоторые правила при выдаче ипотеки. В первую очередь речь идет о запрете …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.