В соответствии с федеральным законом «О розничных рынках», в Севастополе и Республике Крым с 1 января 2020 года все строения на рынках должны стать капитальными, использование временных сооружений будет запрещено. Так как ни одна из севастопольских торговых площадок этому требованию не соответствует, предстоит масштабная реконструкция.
<!—
—>
В правительстве города видят только одно решение: приватизировать рынки и перестроить их за счет частного инвестора. И даже если такой инвестор найдется не сразу, став ООО или АО, управляющей компании будет проще получить банковский кредит под залог объектов недвижимости или земельных участков.
— У города нет оснований вкладывать средства в инфраструктуру рынков. Это коммерческое предприятие, которое должно вести деятельность за счет собственных средств, — объясняет вице-губернатор Севастополя Илья Пономарев. — Там можно навести порядок только за счет приватизации.
Но процесс этот долгий, например, только реорганизация ГУПа в хозяйственное общество займет около года. А значит, времени на реконструкцию не останется. Нужен другой выход.
В ведении Управляющей компании оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя сейчас четыре рынка и десять ярмарок. В 2017 году ее чистая прибыль составила 43,7 миллиона. В 2016 году — 41 миллион. 25 процентов прибыли ГУП отдает в бюджет города. Это не считая налогов, которые платят предприниматели — около 100 миллионов рублей в год. Однако департамент имущественных и земельных отношений Севастополя внес его в список приватизации как неэффективный.
<!—
—>
По словам предпринимателей, на рынке в районе пятого километра Балаклавского шоссе работает около пяти тысяч человек, на Центральном и «Чайке» — еще по тысяче. На всех же объектах ГУПа наберется не менее десяти тысяч. Они уверены, что с приходом частного инвестора потеряют работу.
— В Ялте после приватизации вещевого рынка частный инвестор сообщил торговцам, что его закрывают на реконструкцию на восемь месяцев. Добиться после приватизации сохранения 5 000 рабочих мест станет невозможно, безработица будет огромной, — опасается предприниматель Александр Шашков. — Для многих рынок — единственное место работы, большинство людей здесь пенсионного и предпенсионного возраста.
В ГУПе их держат низкие арендные ставки. К примеру, аренда торговых мест на рынках пятого километра стоит 220-360 рублей в месяц за квадратный метр, на Центральном — около 500 рублей за квадрат, Юмашевском — 600. Место на ярмарках выходного дня обходится в 400 рублей в день, торговля дынями и арбузами — 300 рублей, школьными товарами — 250 рублей.
— Нас пугает, что со стороны госорганов будет полностью утерян контроль и над реконструкцией рынков, и над ценообразованием, — отмечает предприниматель с Юмашевского рынка Анна Волощук. — Сейчас аренда нам обходится в 200-600 рублей за квадратный метр. Мы не крупный ТЦ, у нас оборот гораздо меньше. Мы хотим гарантии сохранения рабочих мест или какую-то альтернативу трудоустройства.
Предприниматели рассказывают, что на новых частных рынках Севастополя стоимость аренды недавно подскочила с 600-800 до двух тысяч рублей за квадратный метр, рентабельность упала, и торговцы вынуждены сворачивать бизнес. Это может грозить и государственным рынкам, если они перейдут в частные руки. Поэтому предприниматели направили обращение депутатам Заксобрания с просьбой не голосовать за приватизацию рыночного ГУПа и исключить его из плана 2018-2020 годов.
<!—
—>
Торговцы предлагают свое решение — провести реконструкцию рынков на основе государственно-частного партнерства. Они готовы сами вложить средства в строительство капитальных крытых торговых площадок, но хотят получить гарантии. Лучшим вариантом для них будут длительные договоры с фиксированной стоимостью аренды.
— Реконструкция одного квадратного метра стоит десять тысяч рублей, — говорит председатель профсоюза микробизнеса рынков пятого километра Алексей Макушин. — 90 процентов наших предпринимателей готовы участвовать в этом деле на основе государственно-частного партнерства. Но люди хотят, чтобы тариф был сохранен не выше 350 рублей за квадратный метр при пяти-шестидневной рабочей неделе. Этой адекватная плата.
Второй вариант — привлечь банковский кредит. Управляющая компания сможет и без средств предпринимателей перестроить рынки, но процесс грозит занять больше времени, чем отведено законом.
Комментарий
Иван Кусов, депутат ЗС Севастополя:
— Если предприниматели хотят остаться под государственным регулированием и боятся частных инвестиций, это знак того, что вопрос лежит не в экономической, а в общественно-политической плоскости. Уже через год рынки должны стать крытыми, но пока со стороны ГУПа нет четкого понимания, как именно будет выполнена реконструкция, по какому проекту и на какие деньги. Если есть заинтересованный инвестор, он мог бы представить свой проект, который все участники открыто обсудили бы.